Доцент Волгатеха: «Современные дети слишком долго взрослеют»

МедиаПоток продолжает рассматривать качество работы отрасли образования в Марий Эл.

 

Йошкар-Ола, 28 мая. МедиаПоток продолжает рассматривать качество работы отрасли образования в Марий Эл.

Напомним, в результате социсследования МарНИИЯЛИ выяснилось, что качеством школьного образования в республике удовлетворены 50,9% жителей, дошкольного образования – 52,1%, дополнительного– 41,7%. Доля же недовольных граждан невелика. Качеством школьного образования недовольны всего 4,8%, дошкольного – 4%, дополнительного – 8,5% респондентов.

Комментирует эти цифры Алексей Иванов, доцент ПГТУ, кандидат технических наук, руководитель экологической организации.

Алексей Андреевич, считаете ли вы оценку жителей обоснованной?

— Как родитель, заинтересованный в подготовке моего ребенка для дальнейшего развития личности и профессионального становления, соглашусь с оценкой жителей. Считаю, что риски возможного некачественного школьного образования остались позади, хотя проблемы есть, и в первую очередь, меня волнует зарплата педагогов. Я прекрасно понимаю профессиональную нагрузку, которую они испытывают, и нагрузку на сердечно-сосудистую и нервную систему людей, которые работают с детьми.

И если дошкольное и школьное образование меня вполне устраивает, то дополнительное вызывает вопросы, хотя вполне может быть, что я не полностью в теме. Так, мне кажется, недостаточно развито научно-техническое направление дополнительного образования, поскольку оно наиболее ресурсоемко по сравнению с творческим направлением. Все-таки дополнительное образование формирует будущую профессиональную ориентированность ребенка. Но опять же я не вижу проблем с тем, чтобы ребенок получал дополнительное воспитание или ему было бы отказано в посещении таких занятий.

— Какие вы видите главные достижения в области образования?

— Как ни странно, мне важно, чтобы ребенок… с удовольствием ходил в школу, а это не только образовательный процесс. Во-первых, по-моему, стало безопаснее в школах с точки зрения вовлечения детей в «плохие» компании. Чувствуется работа органов правопорядка. Во-вторых, улучшилось качество питания в школах, к которому и прежде, в принципе, не было серьезных вопросов. Но я знаю, что по инициативе мэра Йошкар-Олы в начале календарного года была проведена независимая оценка качества школьного питания и было отмечено, что питание находится на достойном уровне. Не везде, но постепенно возрождается внеучебная работа и возвращаются «пионервожатые» (по-старому), что также благополучно сказывается на образовательном климате.

— Каковы, на ваш взгляд, главные недостатки?

— Материально-техническая база и низкий уровень зарплаты педагогов — это главное. Кто-то может сказать, что увеличение зарплаты педагога не приводит к повышению качества образования ребенка, но современные реалии говорят о том, что там, где есть стабильный высокий доход, там развивается и профессионально конкурентная среда.

Конечно, интернет-технологии позволяют участвовать во многих конкурсах, которые ранее были недоступны, проходить дистанционное обучение, но живое общение с профессиональным педагогом, вооруженным современным оборудованием, или даже не современным, но имеющимся в наличии, дает огромный эффект.

— Каким вы видите образование в будущем?

— Отрасль образования идет к тому, что наши дети в будущем станут учиться… дольше. Затягивается период взросления. Мне это не нравится, уже сейчас я наблюдаю то, что к студентам высшего образования применяются приемы школьного. Некоторые педагоги даже студентов называют «наши дети». А это не совсем правильно, молодежь не должна быть инфантильной. Может, мое мнение вызовет споры, но…

— …но так даже интереснее.

— Так вот, я вижу школу будущего такой, что уже к 14 годам у школьника будут навыки, которые позволят ему открывать собственный бизнес и заниматься самозанятостью, а не с 16-ти как сейчас.

— Вы — серьезно?

— Вполне! Школа будет готовить таких воспитанников, которые после 9-го класса, в хорошем смысле слова, не будут боятся самостоятельности в выборе жизненного пути и профессиональной деятельности. Школа не станет всячески оберегать воспитанников, как например, сейчас, когда целая проблема вывести ребят в поход по родному краю. А наоборот, будет прививать навыки самоорганизации, сплоченности и взаимовыручки в условиях командной работы без потери личной индивидуальности.

Вы знаете, что уже сейчас проводятся детские экспедиции на Северный полюс, естественно, под руководством взрослых наставников. А в будущем у нас будут детские космические экспедиции, причем вовсе не в игровой форме. Почему бы и нет!