Тренд на питание россиян вне дома, кажется, понятен и очевиден, если бы не события предыдущих трех лет в мире с пандемией. Имеется ли такой тренд сейчас, и почему так происходит? Об этом в нашем кратком изложении.
Такой тренд имеется, если обратить внимание на данные Росстата, отмечающего, что оборот общепита в России за первое полугодие 2023 вырос на 14,7% по сравнению с первым полугодием 2022 года.
Простым языком — это означает, что общепит стал получать от своих посетителей больше денег. Это, к слову, прямо не говорит о прибыльности отрасли, хотя бы по той причине, что рост инфляции приводит к удорожанию продуктов, электроэнергии, увеличению стоимости затрат.
Все эти расходы закладываются в стоимость блюд в меню, соответственно, приводит к увеличению оборота общепита, но не обязательно к тренду на питание вне дома. При этом Росстатом отмечен существенный рост в сравнении с началом 2022 года, когда наблюдалась серьезная миграция граждан.
То есть если во время пандемии граждане меняли поход в кафе доставку, все равно вкладываясь в оборот общепита, теперь количество граждан, способных на это, в принципе стало заметно меньше.
С другой стороны, на практике, как говорит шеф-повар кафе «Вася из Гуанчжоу» Евгений Дружков: «Мы открываем рестораны в формате fast casual, это значит, что мы делаем рестораны на каждый день. В России, на мой взгляд, действительно появляется тенденция на ежедневное посещение ресторанов».
Однако чем обусловлена эта тенденция, если признать, что общепит сегодня выгоден в немалой степени из-за питания россиян вне дома?
Во-первых, общепит — не только рестораны и столовые, но и, кроме прочих, кафе, бары, рестораны быстрого питания. В этой связи любопытны данные опроса, по которым за первое полугодие 2023 года тех, кто хотя бы раз побывал во «Вкусно – и точка», Burger King, KFC стало 45% от опрошенных, год назад их было порядка 36%.
То есть немалый рост оборота — за ресторанами быстрого питания, которые за трехлетний период не только не закрылись, но претерпели ребрендинг и даже расширились. Евгений Дружков в этом случае соглашается, указывая на открытие нового ресторана «Вкусно и точка» на днях в Йошкар-Оле, что можно считать показателем того, что люди готовы ходить в доступные рестораны.
Во-вторых, причиной тренда может служить если не рост благосостояния граждан, которые могут не экономить на общепите, то рост цен на путешествия и отдых. То есть походы в рестораны стали заменять полеты в условную Турцию, а для кого-то время, проведенное в кафе, стало заменой рабочему времени в офисе или празднованию торжества.
Развитию других форматов, это не мешает. У каждого ресторана есть своя целевая аудитория, на которую он ориентируется и пересекаются они только в своей плоскости развития и конкуренции.
В-третьих, общепит — специфическая отрасль, которая, как ни странно, нередко не сводится к питанию. В непростые времена людям хочется ощущения спокойствия и просто удовольствия на гормональном уровне, при этом именно еда — один из самых доступных и понятных способов получения дофамина, за который люди готовы платить больше, чем ранее.
Средний чек ресторанов Евгения Дружкова, к слову, вырос по сравнению с предыдущим годом, возможно, как подтверждение этого.
Думаю, тренд на питание россиян вне дома имеется, и на это, как видно, есть весомые причины. При этом мы не останавливались на бытовой привычке молодого поколения не готовить дома или факторе доставки еды домой или в офис, который особенно актуален для крупных городов.
Сложно сказать в текущих условиях, надолго ли это, хотя от себя замечу, что тренд действительно серьезный и имеет потенциал роста. С другой стороны, все тренды имеют свойство со временем меняться, а в наше время отдельные изменения — дело нескольких месяцев.
С уважением, Антон Целищев.