Зубр журналистики Марий Эл раскрыл секреты профессии — 3

Владимир Мальцев, долгие годы возглавлявший «Марийскую правду», отметил накануне своё 70-летие и рассказал о секретах профессии.
МедиаПоток / Сергей Смирнов

Йошкар-Ола, 26 марта. Владимир Мальцев, долгие годы возглавлявший «Марийскую правду», отметил накануне своё 70-летие и рассказал о секретах профессии.

МедиаПоток завершает большой разговор «за жизнь» с юбиляром, чтобы узнать, что мэтр думает о современной журналистике, и понять, верной ли дорогой движется наш профессиональный цех сегодня.

— Сейчас журналистика скатывается к конвейеру, это ПОТОК информации. И соцсети по такому же принципу: только написал, и всё, текст улетел в подвал ленты и про него забыли. И какой смысл писать нетленки, искать образы, слова?!

— Потому и мало слов в текстах. Я обычно пользуюсь энциклопедиями, справочниками, словарями. Всегда под рукой четырехтомник «Живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, и я стараюсь оживлять уже забытые, к сожалению, слова. Чтобы показать, что был и есть прекрасный русский язык, что нужно его помнить и любить. А сейчас журналистика — это бегущая строка…

pressandjournal.co.uk

А темы? То дом обрушился, то автомобиль сгорел. Или личное белье полощут или бандитов прославляют. И у тебя поневоле настроение портится от таких новостей. Да, раньше была другая крайность: победы, урожаи, надои… Но почему бы не найти золотую середину? Ведь есть же успехи в республике! Или вот пишут о том, что задержали столько-то пьяных водителей. А почему они пьяные-то? Проблему надо поднять! Журналист должен быть выше факта.

— Да, да, от фактов идти к осмыслению.

— Конечно. Горький ещё говорил, что факты — это голая курица. Прежде, чем приготовить, её нужно общипать, сварить, а потом уже только подать. А это забывают.

— Сейчас ещё и засилье рерайта: СМИ перехватывают друг у друга темы, в итоге ОДНО И ТО ЖЕ идет по ВСЕМ каналам…

— И здесь знаете, что страшно: хватая чужой текст и переделывая, каждый добавляет что-то свое. А это уже «испорченный телефон», и на финише это уже совсем другая информация.

novosti-n.org

— Писать письмо начал Дядя Федор… Как герои известного мультфильма писали письмо из Простоквашино.

— Да, получается так. Хотя нет, остался один жанр, самый демократичный, интервью. Когда общаются два умных, подготовленных человека в кадре, их приятно слушать. Таким был Генрих Боровик, такой сейчас Познер… Правда, даже мэтры сейчас применяют модные словечки, сленг, и это коробит. Когда уважаемые люди под 80 начинают так себя вести, за них неудобно.

— Говорят, раньше была цензура …

— Да, в наше время нельзя было писать, сколько скота погибло, про урожай потерянный, про смертность… Но, я думаю, что сейчас цензуры даже больше. И некоторые СМИ это, по-моему, вполне устраивает. Зачем отношения портить? Четвертая власть тоже хочет жить всласть. А у других наоборот – тормозов нет. Вседозволенность, хамство и примитивщина. Разве до творчества, когда свой талант и время тратят на разборки друг с другом? Когда же воспрянет журналистское братство?

energytoday.net

— А вам не кажется странным, что сейчас, когда все каналы поют одну песнь, именно Познеру почему-то позволяется говорить то, что он думает.

— Потому что передача «Познер», поздно. Лучшие передачи задвигают в ночь, когда люди ТВ не смотрят. А самое лучшее время отдают под мусор, мягко говоря.

— Мы начали разговор с того, что журналист «проживает» нескольких жизней, когда пишет о своих героях. Про нас говорят — не от мира сего. Я всё думал: а что ж с нами не так-то? Но ведь правда: погружаясь в чью-то жизнь, ты из этой реальности несколько выпадаешь… А может это и хорошо, что мы витаем в облаках? Оттуда мир виднее.

— Это, конечно, хорошо. Я вообще считаю, что журналист должен быть авантюристом и по характеру безалаберным. Иначе — скучно. Ну и главное, конечно, порядочность, доброта, искренность, уважение к читателю, зрителю, слушателю. Это базовые постулаты. Журналист всегда на виду. Публичная личность. Он несет информацию, которой должны верить. И быть ответственным за каждое слово. Думаю, что не всё еще потеряно. Среди молодых журналистов много достойных и творческих личностей. Всё это вселяет оптимизм и надежду.