В 2021 году во всех регионах России пройдет третья по счету экономическая перепись малого и среднего бизнеса. Сегодня 2,2 миллиона предприятий и более 15 миллионов занятых в нашей стране – это малый бизнес.
Он определяет экономическую успешность страны и благосостояние ее граждан. О том, как проходит экономическая перепись на территории нашей республики рассказал руководитель Маристата – Александр Витальевич Целищев.
Александр Витальевич, чем обоснована необходимость проведения «переписи» малого и среднего бизнеса?
Сплошное федеральное статистическое наблюдение или экономическая перепись малого бизнеса это полномасштабное исследование уровня развития сектора малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Основная цель – получить полную и максимально достоверную картину положения малого и среднего предпринимательства для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.
Согласитесь, что без точных статистических данных, без объективной оценки существующего состояния отечественного малого и среднего бизнеса трудно принимать правильные решения по его поддержке и развитию. А для бизнеса участие в сплошном наблюдении – это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства.
Поэтому, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства должны проводиться с периодичностью один раз в пять лет.
Кто обязан принять участие в экономической переписи?
Сплошному наблюдению подлежат субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные ФНС России в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31 декабря 2020 г.
Исключением являются нотариусы и адвокаты, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, жилищные или жилищно-строительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы.
Всего в 2021 году в нашей республике планируется охватить обследованием 7,2 тыс. малых предприятий (включая микропредприятия) и 12,4 тыс. индивидуальных предпринимателей. Данные по средним предприятиям будут получены из текущих наблюдений.
Респонденты должны будут предоставить отчеты о своей деятельности за 2020 г. в адрес Маристата в срок до 1 апреля 2021 г. Для желающих отчитаться на портале Госуслуг – срок предоставления сведений с 1 марта по 30 апреля включительно.
Какие сведения будут собираться в процессе этой переписи?
Будет получена информация о фактическом местонахождении производственной деятельности, количестве работников, выручке по каждому виду осуществляемой деятельности, наличии основных средств и инвестициях.
Формы разработаны отдельно для юридических лиц (№МП-сп) и индивидуальных предпринимателей (№1-предприниматель). При этом формы унифицированы и действуют независимо от того, в какой сфере и каком регионе предприниматель осуществляет свою деятельность.
Если это перепись, то организации и индивидуальные предприниматели должны быть уведомлены об участии в ней? Что для этого делается?
Раньше анкеты рассылались по почте. В этот раз в целях эффективного использования бюджетных средств Росстатом принято решение об отказе от почтовой рассылки статистического инструментария.
Информирование предприятий уже осуществляется с использованием существующих Интернет-платформ для бизнеса, через Единый портал государственных услуг, личные кабинеты на сайте ФНС России, бизнес-навигатор МСП, системы операторов электронного документооборота.
На официальных сайтах Росстата и Маристата для респондентов реализована возможность получить индивидуальный перечень форм федерального статистического наблюдения, подлежащих предоставлению хозяйствующим субъектом в органы государственной статистики, с помощью информационно-поисковой системы http://websbor.gks.ru. Для этого достаточно указать любой из идентификационных кодов ОКПО, ИНН или ОГРН (ОГРНИП).
Тем не менее, вызывает большое беспокойство положение дел с оповещением индивидуальных предпринимателей. Обследования деятельности предпринимателей между экономическими переписями проводятся в выборочном режиме, причем объемы выборок ограничиваются максимум 15% от общей совокупности объектов, поэтому контактная информация по предпринимателям крайне ограничена, телефоны имеются у 49% общего числа и те, в значительной части, устарели.
Статистикам придется приложить большие усилия по информированию индивидуальных предпринимателей о предстоящей переписи. Уже в конце февраля т.г. специалисты Маристата начали телефонный обзвон индивидуальных предпринимателей по предоставленным ими контактным телефонам, в начале марта проведут рассылку уведомлений по имеющимся электронным адресам. В существующих реалиях роль средств массовой информации в деле оповещения предприятий и индивидуальных предпринимателей о проведении таких масштабных акций очень значима.
Как можно предоставить отчетность в Маристат?
Сбор сведений осуществляется в электронном виде и на бумажном носителе. Отчеты можно будет предоставить одним из способов:
- с использованием технологии Web-сбора;
- через операторов электронного документооборота;
- самостоятельно заполнить формы на бумажном носителе и предоставить их в Маристат или в специалистам Маристата в районах и городах по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Кроме того появилась новая возможность отчитаться в Маристат по формам экономической переписи малого бизнеса предоставлена респондентам на портале Госуслуг. В отличие от традиционных способов сдачи отчетности (на бумажном носителе и в электронном виде), срок сдачи по которым ограничивается 1 апреля 2021 г., прием отчетов на портале Госуслуг будет проходить с 1 марта до 30 апреля включительно.
Можно ли отказаться от участия в экономической переписи?
Участие в сплошном наблюдении обязательно для всех представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, а уклонение от него влечет наложение штрафа. При этом даже если штраф оплачен, респонденту все равно будет необходимо предоставить отчет в адрес Маристата.
Обязанность предоставления сведений в Федеральную службу государственной статистики регламентирована статьёй 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Как будет использоваться полученная от респондентов информация? Могут ли эти сведения передаваться в налоговые, правоохранительные органы или другие организации?
Полученная информация будет использоваться исключительно в обобщённом виде без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или предпринимателя, а также с учётом требований Закона о защите персональных данных. Обобщенные результаты будут доступны и официально опубликованы в электронном виде. Первичные данные, предоставленные хозяйствующими субъектами, ни при каких обстоятельствах не будут переданы третьим лицам или сторонним организациям.
Каким образом будет обеспечено сохранение конфиденциальности информации?
В соответствии с требованиями Закона о персональных данных предоставленные сведения при обработке будут обезличиваться и использоваться исключительно в обобщенном виде без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Обработанные данные будут представлять собой сводную информацию по России, субъектам РФ, муниципальным образованиям и видам экономической деятельности.
Предварительные итоги сплошного наблюдения будут доступны уже в декабре 2021 года. Подведение и публикация окончательных итогов сплошного наблюдения будет осуществлена в июне 2022 года.
Кому в первую очередь нужны результаты проводимого исследования?
Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего общества. Такая перепись дает реальное отражение положения дел в секторе малого и среднего предпринимательства. Представители малого и среднего предпринимательства могут заявить о себе, чтобы их интересы были учтены при проведении экономической политики.
Итоги дадут полную и объективную картину текущего состояния малого и среднего бизнеса, что позволит хозяйствующим субъектам более адресно получать субсидии и иные ресурсы на развитие своей деятельности.
Кроме того, итоги обследования позволят самому бизнесу увидеть структуру рынка и понять, куда двигаться и какие направления развивать. Такой подход к оценке собственных перспектив является распространенной практикой для предпринимателей в западных странах, которые там являются активными пользователями официальной статистической информации.
Что же у нас бизнес своей пользы не видит?
К сожалению, до сих пор многие предприятия малого бизнеса стараются работать, не привлекая лишний раз внимания государственных органов. Возможно, и сейчас найдутся те, кто не захочет не только представлять о себе достоверные сведения, но и не будет интересоваться результатами наблюдения по разным причинам. Тем не менее, полученная информация принесет серьёзную пользу предпринимателям, которые при желании смогут увидеть «бизнес-картину» своего региона, понять для себя где именно и какие сферы охвачены предпринимательством, а какие – могут стать неплохой перспективой на будущее и куда можно было бы выгодно вложить инвестиции, оценить конкурентный рынок, определить, где есть потенциальные поставщики продукции и т.д.