Warning: Undefined array key "file" in /var/www/potokmedia.ru/data/www/potokmedia.ru/wp-includes/media.php on line 1749

Warning: Undefined array key "file" in /var/www/potokmedia.ru/data/www/potokmedia.ru/wp-includes/media.php on line 1749

Высокий уровень педагогических коллективов Марий Эл оценили в Москве

МедиаПоток продолжает судить о качестве жизни в Марий Эл, основываясь на аргументах социологов.

Йошкар-Ола, 28 мая. МедиаПоток продолжает судить о качестве жизни в Марий Эл, основываясь на аргументах социологов.

Напомним, темы этого цикла статей родились на фоне социсследования МарНИИЯЛИ. И сегодня в прицеле нашего внимания — отрасль образования. В результате этого соцопроса выяснилось, что более половины жителей республики вполне довольны качеством образовательных услуг. Итак, ближе к цифрам.

Качеством школьного образования в республике удовлетворены 50,9% жителей, дошкольного образования – 52,1%, качеством дополнительного образования детей – 41,7%. При этом, доля тех, кого не устраивает качество предоставляемых образовательных услуг, невелика. Качеством школьного образования недовольны всего 4,8%, дошкольного образования – 4%, качеством дополнительного образования – 8,5% респондентов.

Чтобы осмыслить эти результаты, МедиаПоток обратился за комментариями к министру образования и науки Марий Эл Наталье Адамовой.

— Наталья Васильевна, давайте напомним читателям, насколько развита инфраструктура отрасли образования в республике? Сколько детей заняты в школьном, дошкольном и допобразовании?

— Программу дошкольного образования в Марий Эл реализуют 326 образовательных организаций — 225 детских садов и 101 школа с дошкольными группами, всего здесь обучаются более 39 тысяч воспитанников.

В республике работают 252 общеобразовательные организации, из них сельских — 170, городских — 82. Общий контингент обучающихся — свыше 74 тысяч человек.

В ведении Министерства образования и науки Марий Эл находятся 19 колледжей и техникумов, где обучаются 11,8 тысячи молодых людей. Учебный процесс ведется по 23 программам подготовки рабочих и 54 программам подготовки специалистов среднего звена.

Сеть организаций дополнительного образования детей по отрасли «Образование» составляет 47 учреждений с общим охватом более 34 тысяч детей.

— Если говорить о проблемах, например, дошкольного образования, то родители, пожалуй, чаще всего сетуют на то, что в детсад невозможно устроить ребенка младше трех лет…

— Делаем все, чтобы решить эту действительно актуальную проблему. Так, распоряжением Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. бюджету Марий Эл выделено 618 млн рублей на создание в 2018 — 2019 годах дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

В итоге мы планируем создать 1 092 дополнительных мест для детей указанного возраста. Используем все варианты: и строительство объектов дошкольного образования, и приобретение помещений для реализации программ дошкольного образования.

В наших ближайших планах — начало строительства детского сада на 320 мест в микрорайоне «Машиностроитель» в Волжске и еще двух детских садов также на 320 детей в микрорайонах «Восточный» и «Интеграл» в Йошкар-Оле.

Кроме того, мы хотим использовать для реализации программы дошкольного образования помещение на 52 места в пгт Медведево, на ул. Мира, д. 18. А также сделать пристрой к детскому саду №49 «Лесная сказка» в Йошкар-Оле, по улице 3 Целинная, д. 29.

— Что в итоге? Насколько доступным в реальной жизни является наше дошкольное образование?

— В настоящее время в 119 организациях, реализующих программы дошкольного образования, сформированы группы для детей в возрасте до 3 лет (преимущественно в сельской местности), которые посещают 3 267 воспитанников.

При комплектовании дошкольных организаций на 2018 — 2019 учебный год планируется предоставить 3 475 мест для детей в возрасте до 3 лет (это почти 41% от общей численности мест, запланированных к распределению на новый учебный год).

Стоит отметить и новое направление в деятельности детских садов — это консультационные пункты (центры) по оказанию бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), чьи дети, преимущественно в возрасте до 3 лет, не посещают детские сады. В 2017 году в городах и районах республики было открыто 27 таких пунктов, в которых сегодня получают квалифицированную помощь более 400 родителей.

— И все-таки, какие на сегодня очереди в детские сады региона?

— Несмотря на положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатели очередности для детей раннего дошкольного возраста остаются еще высокими. По последним данным, 11 041 ребенок в возрасте от 1,5 до 3 лет зарегистрированы на получение места в детском саду, из них 35% — в сельской местности и 65% — в городской (Йошкар-Ола, Волжск, Звенигово, пгт. Медведево). Решаем проблему, используя все ресурсы, хотя для этого, конечно же, понадобится время.

— А если говорить о долгосрочных планах — капитальное строительство в сфере образования будет продолжено?

— Разумеется. В рамках реализации федеральной программы мы продолжаем строительство школы на 120 мест в дер. Ильпанур Параньгинского района. Предполагаемый срок ввода здания в строй — декабрь 2018 года.

В наших планах также строительство средней школы в микрорайоне 9В в Йошкар-Оле. Планируемое начало строительства — 3 квартал 2018 года, намечаем ввести здание в эксплуатацию во втором квартале 2020 года.

— Скажите, а можно ли вообще «измерить» качество образования?

— Само понятие «качество образования» включает в себя качество условий учебного процесса, глубину образовательных программ, уровень результатов обучения. В республике используется набор диагностических и оценочных процедур, которые позволяют получить данные по тем или иным показателям качества образования.

На сегодня система оценки качества образования республики включает в себя, в первую очередь, федеральные независимые процедуры. Это целый комплекс исследований: государственная итоговая аттестация, национальные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, международные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS), исследования компетенций учителей, олимпиады и иные интеллектуальные, творческие конкурсы.

На основе полученных оценок делаются выводы для принятия управленческих решений на всех уровнях — мы сопоставляем, интерпретируем и используем этот массив данных для управления качеством образования.

 

— Какие важные инициативы предпринимает Правительство РМЭ, чтобы обеспечить качество образования?

— Приоритетами Правительства Марий Эл на данном этапе является совершенствование отраслевой инфраструктуры и развитие кадрового потенциала.

В частности, в 2017 году по инициативе Главы Марий Эл Александра Евстифеева было принято важное решение Правительства республики об увеличении расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек с 150 рублей до 500 рублей на одного ребенка в год.

Распоряжением Правительства РМЭ от 15 марта 2018 г. утвержден список 9 победителей (грантополучателей) конкурсного отбора общеобразовательных организаций, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Общая сумма грантов — 3 млн рублей.

@ Константин ТЕРЕХОВ

В этом учебном году выделено 9,5 млн рублей на оснащение современным оборудованием лабораторий Центра по работе с одаренными детьми на базе Руэмского Многопрофильного лицея-интерната и расширение сетевой формы обучения.

По инициативе Правительства РМЭ в 2017 г. закуплены учебники по астрономии для старших классов (100% обеспеченность), что позволит вернуть изучение этого предмета в учебные планы, начиная с 1 сентября 2018 г.

В 2018 г. по инициативе Правительства РМЭ вводится выплата на хозяйственное обзаведение в размере 43 518 рублей выпускникам педагогических специальностей, которые впервые поступают на работу в образовательные организации, расположенные в сельской местности.

— Какими педагогическими коллективами республика вправе гордиться, кто наши лидеры?

— Высокий образовательный уровень республики подтверждается включением ряда общеобразовательных организаций в перечень «Топ — 500, 300, 200 лучших школ России», который формирует Центр непрерывного математического образования при поддержке Министерства образования и науки РФ.

В число лучших коллективов входят: Лицей-интернат пос. Ургакш, Многопрофильный лицей-интернат, Коркатовский лицей, Лицей Бауманский, Политехнический лицей-интернат, Лицей № 28 г. Йошкар-Олы. Прекрасный пример для подражания!