В рамках рабочей поездки в Марий Эл сенатор от региона Сергей Мартынов посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева, осмотрев выставку «Обряды жизненного цикла: традиционная культура народа мари 19-20 веков». Авторы подошли к делу креативно: это захватывающий рассказ о целой жизни марийской женщины, начиная с ее рождения и до зрелых лет. Зритель как будто проживает вместе с героиней ее судьбу.
Об экспозиции сенатору подробно рассказала Надежда Ведерникова, старший научный сотрудник отдела фондов музея. Организаторы, действительно, очень интересно соединили единой нитью повествования целый ряд выставочных сюжетов: рождение девочки, ее детство, юность, взросление, выбор суженого, свадьба, и вот она уже сама мама, домашние хлопоты, моления… Это как путешествие во времени!
Каждый эпизод музейными работниками воссоздан скрупулезно, с любовью, во всех деталях. Одно дело – читать об истории мари и совсем другое – видеть, как она оживает перед твоим взором. Люди представлены в виде сделанных в человеческий рост манекенов, живости которых позавидовала бы мадам Тюссо. Предметы быта – ткацкий станок и веретено, сани и снаряжения для рыбной ловли – воссозданы исторически точно.
Каждый эпизод реконструкции жизни показывает собирательный образ марийской женщины пошагово – в семье, в обществе, во время работы, праздников. И зритель на примере ее жизни может проследить динамику развития обычаев и традиций всего марийского народа. Сенатор Сергей Мартынов отметил это стремление бережно хранить культуру и традиции народа, присущую музейным коллективам Марий Эл.
Итак, начнем. Первая ступень – рождение ребенка, у марийцев издревле по традиции это происходило в бане. Важно и наличие здесь воды, это и самое теплое место, баня тогда топилась по-черному. Получается, здесь одно из самых чистых мест на подворье. Принимала роды повитуха, которая давала малышу «временное» имя. И лишь через 2-3 дня ребеночку давали имя постоянное, это мог сделать верховный жрец, карт.
Подобное внимание к процедуре неслучайно. Имя считалось мощнейшим оберегом от всего плохого, что могло грозить по жизни. Были разные способы нарекания ребенка, но любимый был такой. Карт брал ребенка на руки, а так как он для него человек чужой, то, естественно, малыш начинал плакать. И пока он плакал, карт перечислял имена – при каком имени ребенок успокаивался, им его и нарекали.
В нашем случае – в семье появилась маленькая Айвика. В соседней витрине она в возрасте 5-6 лет уже помогает взрослым в ткачестве, в руках у нее ткацкий челнок. Младший брат играет традиционными тогда игрушками, это деревянная тележка, глиняные свистульки. Детки очень рано начинали помогать по хозяйству, мальчишек учили мужской работе, например, плетению лаптей.
Девушками становились тогда, когда достигали детородного возраста, а эта история индивидуальная. Замуж сразу не отдавали, присматривались. Причем, смотрели – родители, молодых людей при выборе жениха или невесты не спрашивали. И красота, увы, была делом не главным. Прежде всего, оценивали, выгодная партия или нет. Женская половина семьи начинала собирать приданое за несколько лет до свадьбы.
В другом сюжете показана рыбная ловля. При этом надо понимать, что для народа мари природа – это настоящий храм, причем во всех смыслах. Как в буквальном: именно рощи для марийцев становились местом для молений, так и в образном. Природа дает жизнь, поэтому люди стремились жить с собой и с ней в гармонии. (Вспомнился «Аватар»). В ходе охоты, в том числе «тихой» излишков не брали более того, что нужно.
Марийский народ – единственный народ в европейской части России, да, наверное, и во всей Европе, кто смог пронести свою естественную природную веру фактически без изменений. Цивилизация, конечно, внесла свои коррективы, но ее основа осталась той, какой она была заложена много веков назад нашими предками.
Как подчеркнул сенатор РФ Сергей Мартынов, очень важно, что сегодня марийские священные рощи, так же как православные храмы и мусульманские мечети в Марий Эл, защищены законом, а главное – памятью и верой человеческой.