В прошлой статье отмечал, что уменьшение объема молока в пакете связано не только с маркетинговыми ходами торговых сетей, но и с увеличением себестоимости сырого молока у производителей.
При подготовке статьи обратил внимание не только на то, что во многих пакетах молока объем продукта не превышает 0,8 или 0,9 литра, но и на то, что само молоко измеряется не в литрах, а в килограммах.
Как поясняет маркетолог Анна Царегородцева, таким образом производитель манипулирует отношением потребителя к объему продукции, так как не каждый знает, что 1 килограмм, в зависимости от плотности, легче 1 литра, то есть и продукта в упаковке меньше.
На это также можно смотреть как на попытку избежать резкого повышения цен, когда удорожание закупочного литра молока приводит не к увеличению цены молока на прилавке, а к уменьшению объема продаваемого продукта.
Реакция покупателей на это, конечно, неоднозначная. Одни не замечают разницы и относятся равнодушно, другие на замену литров на килограммы реагируют агрессивно, готовят петиции, считают производителей мошенниками.
Руководитель отделения Марийской ассоциации КФХ в Советском районе Станислав Михайлов к такой ситуации относится негативно, поскольку все же правильнее измерять молоко как жидкость в литрах, а не в килограммах.
Кроме того, себестоимость 1 килограмма молока ниже себестоимости 1 литра молока, поэтому в магазина могли бы поступить честнее и цену на вес продукта сделать ниже, это было бы понятно покупателю.
Наконец, несмотря на возросшие расходы фермеров, закупочная стоимость молока в 2023 году уже опустилась на 1,5-2 рубля по сравнению с ценой на конец 2022 года.
Если говорить о том, что экспорта на сегодняшний день почти нет, а спрос местного рынка закрывают поставки сухого молока из дружественных стран, закупочная цена на молоко может опуститься до 25 рублей и ниже. При этом на прилавках магазинов молоко серьезно подешевеет вряд ли.
С этим соглашается директор фирмы «Агрокомпани» Фарид Сафиуллин. Во-первых, любое сельхозоборудование дорожает перед началом сезона.
Во-вторых, подорожала не только иностранная техника, например, разбрасыватель органических удобрений LMR, который гарантирует равномерность нанесения препаратов, положительно сказывается на экономии затрат при использовании техники и повышает урожайность до 18 процентов, но и отечественное оборудование.
Тот же Зерновой союз России рапортует, что комбайн, который раньше стоил 12 миллионов, теперь стоит 19 миллионов. Если техника дорожает, то продукция не может дешеветь, поэтому килограммы с молочных полок в ближайшее время вряд ли снова заменятся литрами по более низкой цене.
От себя могу сказать, что вопрос регулируется профильным законом о защите прав потребителей, который обязывает информировать потребителя о реализуемом товаре и его характеристиках.
При этом техническим регламентом установлено, что молочная продукция действительно должна маркироваться определенным образом, в числе прочего содержать на упаковке массу нетто или объем продукта.
В этой связи указывать на упаковке вместо объема молока его вес законом не запрещено, хотя и выглядит это необычно.
С уважением, Антон Целищев.