50 лет троллейбусу Йошкар-Олы: история маршрута №2

Маршрут №2 был открыт 28 апреля 1972 года в честь празднования Международного дня солидарности трудящихся. Его трасса пролегала по новой линии, открытой по Ленинскому проспекту – второй троллейбусной линии, открытой в Йошкар-Оле.

Трасса маршрута была такова: Остановка «Завод ЖБиК» — ул. Машиностроителей – пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – пер. Панфилова – просп. Гагарина – ул. Вокзальная – остановка «Вокзал».

28.04.1972 — открытие троллейбусной линии по Ленинскому проспекту. Личный архив И.К. Вараксина
28.04.1972 — открытие троллейбусной линии по Ленинскому проспекту. Личный архив И.К. Вараксина

Маршрут открывал водитель Вараксин Иван Кириллович на троллейбусе ЗиУ-5Д 1971 г.в., гаражный номер – 35. Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5Д, позже – ЗиУ-682Б.

7 ноября 1972 года в честь 55-летия Великой Октябрьской социалистической революции была открыта троллейбусная линия по улице Карла Маркса до мясокомбината, а также 2-ая очередь троллейбусной линии по ул. Водопроводной.

По этим новым линиям был пущен троллейбусный маршрут №2. Уже 2 раз маршрут №2 открыл новую троллейбусную линию – и это всё за 1972 г.!

июнь 1972 г. — ГААФВД РМЭ / olacity.ru

Схема маршрута была такова: Остановка «Мясокомбинат» — Кокшайский пр. – ул. К. Маркса – пер. Панфилова – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Машиностроителей – остановка «УТТ» — ул. Машиностроителей – ул. Водопроводная – ул. Первомайская – пер. Панфилова – ул. К. Маркса – Кокшайский пр. – остановка «Мясокомбинат».

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5Д и ЗиУ-682Б.

30 июня 1974 года в дни празднования марийского национального праздника «Пеледыш пайрем» была открыта новая троллейбусная линия в заречную часть г. Йошкар-Олы, связавшая микрорайон «Дубки» с центром города. По этой новой линиям был пущен троллейбусный маршрут №2.

Схема маршрута была такова: Остановка «Стадион «Дружба»» — пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – пер. Панфилова – ул. К. Маркса – Ленинский просп. – Дамба – ул. Мира – ул. Лесная – ул. Кооперативная – остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Кооперативная – ул. Мира – Дамба – Ленинский просп. – ул. К. Маркса – пер. Панфилова – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – остановка «Стадион «Дружба»».

30.06.1974. Открытие троллейбусной линии в заречной части города. Марийская правда.

Маршрут открывал водитель Вязков Юрий Фёдорович на троллейбусе ЗиУ-5Д 1971 г.в., гаражный номер 33. Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5Д и ЗиУ-682Б.

Первоначально, в связи с проблемами в обустройстве новой линии в сложных дорожных условиях маршрут работал нерегулярно, были перерывы в движении, что вызывало нарекания пассажиров.

19 августа 1974 года движение по новой трассе в Заречную часть города было нормализовано, троллейбусный маршрут №2 был продлён до 9-го микрорайона, поскольку схема движения от микрорайона «Дубки» до пл. Победы не устраивала пассажиров Йошкар-Олы.

Схема маршрута стала такова: Остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Машиностроителей — пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – пер. Панфилова – ул. К. Маркса – Ленинский просп. – Дамба – ул. Мира – ул. Лесная – ул. Кооперативная – остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Кооперативная – ул. Мира – Дамба – Ленинский просп. – ул. К. Маркса – пер. Панфилова – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Строителей — остановка «ул. Й. Кырли».

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5Д и ЗиУ-682Б.

15 декабря 1975 года была открыта новая троллейбусная линия по ул. Пушкина. Улица Пушкина – одна из старейших улиц Йошкар-Олы, возникла ещё до Великой Октябрьской социалистической революции.

Как следствие, улица Пушкина – достаточно узкая. Данный факт вызывал серьёзные технические проблемы при строительстве линии, однако они были решены путём подвески троллейбусной линии в обе стороны движения на одном кронштейне, установленном на одной опоре контактной сети.

15.12.1975 — открытие троллейбусной линии по ул. Пушкина

15.12.1975 по новой линии был запущен троллейбусный маршрут №2. Схема маршрута стала такова: Остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Машиностроителей — пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – ул. Пушкина – ул. К. Маркса – Ленинский просп. – Дамба – ул. Мира – ул. Лесная – ул. Лебедева – остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Лебедева – ул. Мира – Дамба – Ленинский просп. – ул. К. Маркса – ул. Пушкина – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Строителей — остановка «ул. Й. Кырли».

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5Д и ЗиУ-682Б. В 1978 г. на маршрут №2 были приписаны новые троллейбусы: 88, 92, 94, 96, 98. В 1979 г. – 103, 104, 107, 109, 111, 112, 113, 116.

В июне 1980 года по многочисленным просьбам пассажиров была изменена схема движения троллейбусов в микрорайоне «Дубки».

Теперь с улицы Мира троллейбусы не поворачивали на улицу Лесную, а шли прямо до улицы Лебедева, что позволило сразу увозить пассажиров в центр г. Йошкар-Олы из района населённой улицы Лесной, а не через транзитную улицу Мира, как было раньше.

Официально, схема маршрута приобрела следующий вид: Остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Машиностроителей — пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – ул. Пушкина – ул. К. Маркса – Ленинский просп. – ул. Эшкинина – ул. Мира – ул. Лебедева – остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Лебедева – ул. Лесная — ул. Мира – ул. Эшкинина – Ленинский просп. – ул. К. Маркса – ул. Пушкина – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Строителей — остановка «ул. Й. Кырли»..

весна 1979 г. Личные архивы сотрудников МП «ТТ»

Однако, фактически, в связи с капитальным ремонтом улицы Машиностроителей, движение осуществлялось то до остановки «ДК им. В.И. Ленина» (пл. Победы), то по временным линиям по ул. Свердлова и Козьмодемьянскому тракту.

июль 1979 г. Личные архивы сотрудников МП «ТТ»

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5Д, ЗиУ-682Б и ЗиУ-682В. В 1980 г. на маршрут были приписаны новые троллейбусы: 117, 118, 119, 120. В 1981 г. – 129, 130, 131, 132, 136, 137. В 1982 г. – 144, 147. В 1983 г. – 152, 153, 154, 159, 162. В 1984 г. – 166, 168, 172, 176, 177, 182. В 1985 г. – 188, 192, 198.

В связи с завершением капитального ремонта улицы Машиностроителей, маршрут №2 был возвращён к схеме 14 июня 1980 года, однако, пассажиры привыкли к новой схеме движения в 9-м микрорайоне, пусть и временной.

25 декабря 1985г. по многочисленным просьбам пассажиров, схема маршрута №2 была изменена, и временная схема стала постоянной.

Схема маршрута с 25.12.1985: остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Лебедева – ул. Героев Сталинградской битвы — ул. Мира – ул. Эшкинина – Ленинский просп. – ул. К. Маркса – ул. Пушкина – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Свердлова – ул. Анциферова – ул. Суворова – Козьмодемьянский тракт – ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Прохорова – ул. Строителей – остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – Козьмодемьянский тракт – ул. Суворова – ул. Машиностроителей – пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – ул. Пушкина – ул. К. Маркса – Ленинский просп. – ул. Эшкинина – ул. Мира – ул. Лебедева – остановка «ул. Вишнёвая».

весна 1983 г. Личный архив З.А. Веденькиной (депутата ВС СССР — 1989-1991 гг.).

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-682Б и ЗиУ-682В. В 1986 г. на маршрут были приписаны новые троллейбусы: 200, 204, 209, в 1987 г. – 210, 217, в 1988 г. – 220, 221, 222, в 1989 г. – 234, в 1990 г. – 239, 243, в 1991 г. – 253.

весна 1986 г. Личный архив З.А. Веденькиной (депутата ВС СССР — 1989-1991 гг.).

По состоянию на 25.12.1991 – последний день существования СССР, на маршруте №2 работало 25 троллейбусов: 117, 144, 147, 152, 153, 154, 166, 168, 172, 176, 182, 188, 192, 198, 200, 204, 210, 217, 220, 221, 222, 234, 239, 243, 253.

лето 1988 г. Фото Сидоренко А.А.

К концу 1994 г. на маршруте остался 21 троллейбус: 147, 152, 153, 154, 166, 172, 192, 198, 204, 210, 217, 220, 221, 222, 234, 239, 243, 253, 270, 272, 274.

01 декабря 1997 года была открыта новая троллейбусная линия по улицам Кирова и Воинов-интернационалистов. Соответственно, по новой линии был пущен троллейбусный маршрут №2.

Впервые за всю историю троллейбусного транспорта г. Йошкар-Олы из маршрутного движения был исключён участок контактной сети по улицам Мира и Эшкинина. Однако, данная линия пролегала по улицам, которые отсутствовали в новом генеральном плане г. Йошкар-Олы. Из маршрута была исключена одна остановка – «Подсобное».

лето 1988 г. Фото Сидоренко А.А.

Теперь схема троллейбусного маршрута №2 стала выглядеть так: остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Лебедева – ул. Героев Сталинградской битвы — ул. Мира – ул. Кирова – ул. Воинов-интернационалистов — ул. Эшкинина – Ленинский просп. – ул. К. Маркса – ул. Пушкина – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Свердлова – ул. Анциферова – ул. Суворова – Козьмодемьянский тракт – ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Прохорова – ул. Строителей – остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – Козьмодемьянский тракт – ул. Суворова – ул. Машиностроителей – пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – ул. Пушкина – ул. К. Маркса – Ленинский просп. – ул. Эшкинина – ул. Воинов-интернационалистов – ул. Кирова — ул. Мира – ул. Лебедева – остановка «ул. Вишнёвая»..

январь 1998 г. Пресс-служба УГИБДД МВД по РМЭ.

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-682В и ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В0А, ЗиУ-682В0В, ЗиУ-682Г00. В 2001 г. на троллейбусный маршрут №2 были приписаны 2 новых троллейбуса – 278 и 279. В 2002 – 280.

С первой половины 1980-х годов троллейбусный маршрут №2 не заезжал на остановку «ДК им. В.И. Ленина» (пл. Победы), поворачивая на ул. Свердлова. Это было крайне неудобно для пассажиров: люди были вынуждены реально бегать между 2 остановками.

В 2003 г. по многочисленным просьбам пассажиров, остановка «ДК им. В.И. Ленина» была включена в маршрут №2.

27.07.2000. Личные архивы сотрудников МП «ТТ»

Теперь схема троллейбусного маршрута №2 стала выглядеть так: остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Лебедева – ул. Героев Сталинградской битвы — ул. Мира – ул. Кирова – ул. Воинов-интернационалистов — ул. Эшкинина – Ленинский просп. – ул. К. Маркса – ул. Пушкина – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Зарубина – ул. Анциферова – ул. Суворова – Козьмодемьянский тракт – ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Прохорова – ул. Строителей – остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – Козьмодемьянский тракт – ул. Суворова – ул. Машиностроителей – пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – ул. Пушкина – ул. К. Маркса – Ленинский просп. – ул. Эшкинина – ул. Воинов-интернационалистов – ул. Кирова — ул. Мира – ул. Лебедева – остановка «ул. Вишнёвая»..

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-682В и ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В0А, ЗиУ-682В0В, ЗиУ-682Г00, ЗиУ-682Г0А. В 2006 г. на троллейбусный маршрут №2 были приписан новый троллейбус – 284.

01.04.2003. Фото Ааре Оландера

В 2010 г. на маршруте №2 работало 22 троллейбуса: 128, 146, 157, 172, 188, 192, 206, 208, 209, 212, 219, 231, 239, 246, 256, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 284.

16 декабря 2013 года была открыта новая троллейбусная линия по вновь построенному Воскресенскому проспекту. Одновременно, была демонтирована троллейбусная линия по ул. Эшкинина на участке от бул. Чавайна до ул. Воинов-интернационалистов.

Теперь трасса маршрута №2 стала выглядеть: остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Лебедева – ул. Героев Сталинградской битвы — ул. Мира – ул. Кирова – ул. Воинов-интернационалистов – Воскресенский просп. — ул. Эшкинина – Ленинский просп. – ул. Вознесенская – ул. Пушкина – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Зарубина – ул. Анциферова – ул. Суворова – Козьмодемьянский тракт – ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Прохорова – ул. Строителей – остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – Козьмодемьянский тракт – ул. Суворова – ул. Машиностроителей – пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – ул. Пушкина – ул. Возенсенская – Ленинский просп. – ул. Эшкинина – Воскресенский просп. — ул. Воинов-интернационалистов – ул. Кирова — ул. Мира – ул. Лебедева – остановка «ул. Вишнёвая».

01 августа 2016 года была изменена схема движения маршрута №2 в заречной части города. Теперь часть троллейбусов следует по улице Петрова.

Сейчас схема троллейбусного маршрута №2 выглядит так:

Часть троллейбусов:

 Остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Лебедева – ул. Героев Сталинградской битвы — ул. Мира – ул. Кирова – ул. Воинов-интернационалистов – Воскресенский просп. — ул. Эшкинина – Ленинский просп. – ул. Вознесенская – ул. Пушкина – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Зарубина – ул. Анциферова – ул. Суворова – Козьмодемьянский тракт – ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Прохорова – ул. Строителей – остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – Козьмодемьянский тракт – ул. Суворова – ул. Машиностроителей – пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – ул. Пушкина – ул. Возенсенская – Ленинский просп. – ул. Эшкинина – Воскресенский просп. — ул. Воинов-интернационалистов – ул. Кирова — ул. Мира – ул. Лебедева – остановка «ул. Вишнёвая».

Часть троллейбусов:

 Остановка «ул. Вишнёвая» — ул. Лебедева – ул. Героев Сталинградской битвы — ул. Мира – ул. Кирова – ул. Воинов-интернационалистов – ул. Петрова – Ленинский просп. – ул. Вознесенская – ул. Пушкина – ул. Первомайская – Ленинский просп. – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Зарубина – ул. Анциферова – ул. Суворова – Козьмодемьянский тракт – ул. Й. Кырли – ул. Баумана – ул. Прохорова – ул. Строителей – остановка «ул. Й. Кырли» — ул. Й. Кырли – Козьмодемьянский тракт – ул. Суворова – ул. Машиностроителей – пл. Победы – Ленинский просп. – ул. Первомайская – ул. Пушкина – ул. Возенсенская – Ленинский просп. – ул. Петрова — ул. Воинов-интернационалистов – ул. Кирова — ул. Мира – ул. Лебедева – остановка «ул. Вишнёвая».

С 01.09.2020 на троллейбусном маршруте №2 работает 10 троллейбусов в будние дни и 6 – в выходные.

======
Необходимо грузовое такси, или сами хотите предоставить услуги? Всю необходимую информацию, как заказать грузовое такси, можно узнать, воспользовавшись сайтом gruzovoe.taxi. Номера телефонов частников и транспортных компаний на одном сайте. Сравните цены, предлагайте свои услуги.