Токсичные коллеги: найти противоядие мирным путем

Коллектив – это команда друзей и единомышленников, следующих девизу: «Один – за всех, и все – за одного». Вы скажете, что так бывает только в идеальном мире, а в реальности, в любой организации, учреждении, коммерческой компании есть люди, генерирующие конфликты, стресс и разлад. Психологи называют таких людей «токсичными».

И этот термин уже укоренился в бытовом лексиконе. Что же делать, если вас изо дня в день изводит такой коллега? Этот раздражитель можно нейтрализовать, не прибегая к открытой конфронтации, уверена Виктория Шухат, эксперт в сфере управления.

Вы идете на работу и мечтаете, чтобы Лиля Петровна из бухгалтерии или Глеб Сергеевич из логистики исчезли из вашего офиса. Они пошли на повышение – получили пост в министерстве, ушли бы в монастырь, а может, улетели на Марс. Вас бы обрадовал любой вариант.

Но чтобы справиться с фактором постоянного раздражения, стресса, бессмысленной траты энергии, нужно понять: токсичный коллега никуда не испарится. Вам придется отстроить отношения с ним.

Когда коллега раздражает, то есть два пути. Внутренний – поработать с собой и научиться не реагировать на него. Внешний – побудить его изменить свое поведение. И то и другое – не так просто. Но ваше бездействие чревато постоянными стрессами, усталостью, эмоциональным выгоранием.

Мы понимаем, что коллектив – это симбиоз людей, разных по характеру, взглядам, принципам и целям. Значит, рядом с нами могут оказаться люди, которые нас раздражают.

Первый шаг – диагностика. Честно ответьте себе на вопрос: чем именно коллега выводит вас из равновесия? Вас бесит его манера одеваться, выливать на себя литр сомнительного одеколона, грубый стиль общения, лень и ошибки в работе – причин может быть сотня. Здесь важно максимально отключить эмоции и посмотреть на ситуацию со стороны. Отметить факты и случаи, когда поведение коллеги провоцирует конфликты.

Если он лучше справляется с обязанностями, более успешен и профессионален, быстрее продвигается вверх по карьерной лестнице, то самое время признаться: дело не в коллеге, а в вас. Злиться на него в этом случае абсолютно бессмысленно. Займитесь собой, своим ростом, развитием, тогда и раздражитель сойдет на нет. Да, признаваться в своих ошибках не просто, но это нужно делать, если вы хотите двигаться вперед.

Но вот вы провели объективную диагностику и поняли, что дело точно не в вас. Какой следующий шаг? Для начала успокоиться.

Допускаю, конечно, что вам хочется высказать коллеге в лицо все, что вы думаете о его рубашках, манере поведения, уровне интеллекта и профессиональных способностях. Но советую унять свой пыл. Наша задача решить проблему, а не выводить бесконечную и изнурительную войну на новый виток. Подумайте логично: ваше время, силы, стресс, усталость, нервные перегрузки стоят этого?

bgtrk.ru

В нашем арсенале достаточно мирных способов. И первый из них – диалог. Можно начать его так: «Наши рабочие отношения важны для меня, но мне хотелось бы обсудить с тобой один момент, ты не против?».

Выберите подходящее время, покажите свой позитивный настрой и желание сотрудничать. Не исключено, что ваш коллега даже не догадывается о проблеме. Маловероятно, что он патологический садист, наслаждающийся вашими страданиями.

Второе правило – факты без эмоций. Выберите один – два случая, опишите их без истерики, интерпретации и обобщения. Не нужно говорить коллеге: «Меня достали твои коррективы» или «Ты не даешь мне времени на работу своими разговорами». Такие утверждения спорные и субъективные. Диалога не получится: коллега займет глухую оборону, потому что его мозг будет посылать один единственный сигнал – «на нас напали». Лучше использовать следующую конструкцию: «Я заметил (заметила), что…» и дальше излагать факты.

Еще одно правило – говорите о чувствах. Расскажите коллеге, какие чувства у вас возникают в той или иной ситуации. Не включайте эмоции, тем более агрессию. Будьте максимально тактичны и говорите из «я» позиции. Не «ты меня выводишь из себя своими грубыми шутками», а «мне не приятно, когда ты делаешь это и это».

Помните, что в любом конфликте – несколько сторон, и у каждой – своя точка зрения. Поэтому обязательно дайте коллеге возможность высказаться. «Что ты думаешь по этому поводу?» — самый простой и тактичный способ узнать его мнение.

Проанализируйте полученный ответ. Даже если вы с ним не согласны. Попробуйте понять, что стоит за этим, в чем причина такого поведения коллеги.

И решайте проблему в тандеме – это еще одно важное и работающее правило. Проговорите вместе шаги, которые помогут выйти из сложившейся ситуации. Договоритесь о взаимодействии, которое устроит вас обоих.

Зачастую, конфликты возникают от недопонимания или додумывания за других. Самый верный способ этого избежать – начать разговаривать: спокойно, без истерик и обвинений, обсуждая только факты и ваши чувства. Как показывают тысячи кейсов из моей практики – не бывает безвыходных ситуаций и нерешаемых конфликтов. И с любым, даже самым токсичным, на ваш взгляд, коллегой можно выстроить отношения так, что в них не будет места офисным войнам.

Добавим, что читатели МедиаПотока могут задать свои вопросы нашему автору — эксперту в сфере управления Виктории Шухат. Пишите на potokmedia.ru (собака) yandex.ru.

Ответы будут опубликованы в новой еженедельной колонке нашего портала.

Виктория Шухат

эксперт в сфере управления

• 25 лет работает с крупными компаниями, НКО и правительственными организациями в 70+ регионах РФ и странах СНГ.
• Автор 60+ программ по управлению.
• Автор 4 книг.
• Спикер российских и международных конференций.
• Автор и ведущая сертифицированной онлайн-программы «Управленец».

ЕЩЁ МНЕНИЯ