«Если сегодня еще кто-нибудь умрет или родится, я останусь без обеда», — говорил герой «Служебного романа». В самом деле, только мы пережили 23 февраля и 8 марта, а на носу уже юбилей Семёна Семёныча из транспортного цеха.
А потом на заслуженный отдых собирается кадровичка Лидия Павловна, которую ну совершенно необходимо одарить чайным сервизом. И функции коллектора выполняет самый настырный человек в офисе, который из-под земли достанет, пока не раскошелишься…
Знакомая история, не правда ли? Как же быть, если под ширмой взаимопомощи и коллективного духа выросла и процветает некая узаконенная форма рэкета? Своими советами делится Виктория Шухат, эксперт в сфере управления.
Школа, больница, хлебозавод, администрация муниципалитета, крупная компания: везде существует один и тот же ритуал. И везде есть свой мытарь – шустрая дама или громогласный мужчина, при виде которого все уныло тянутся за кошельками. И неважно, на что он собирает «дань» в этот раз. Все равно придется расстаться с кровно заработанными. Потому что в противном случае прослывешь мизгирём, мизантропом, отщепенцем и отребьем рода человеческого.
Думаю, что именно по этой причине большинство людей хватается за кошелек при виде офисного коллектора.
Впрочем, кто-то искренне верит в то, что коллектив – это семья, и букет с конвертом необходимы для ее укрепления. Кто-то более прагматичный вносит деньги в некий страховой фонд, будучи уверенным: когда ему «стукнет» 50 лет, или случится несчастье, или он пойдет на пенсию, коллеги тоже не останутся в долгу.
Но времена идут, ситуация меняется, люди начинают понимать абсурдность этих ритуалов, за которыми не всегда стоят искренние чувства. Более того, многие предпочитают не афишировать дату своего рождения и прочие события, которые могут стать поводом для сбора средств «на конвертик».
Я заметила, что чем моложе коллектив, тем больше в нем противников таких ритуалов. Кто-то из принципа не хочет тратиться на поздравление чужих людей. А кто-то испытывает материальные трудности и считает каждый рубль.
А можно ли не скидываться вообще?
Можно! Но следует быть готовым к последствиям. Они закономерны, ведь вы идете против течения. Вас могут обвинить в высокомерии и предвзятости как к отдельному имениннику, так и к коллективу в целом. Ярые активисты могут начать игнорировать вас и саботировать рабочий процесс.
Но, если вы по той или иной причине не желаете тратить деньги на бессмысленные с вашей точки зрения вещи, стоит дать поборам решительный отпор. И велик шанс, что вы избежите суда Линча.
Как это сделать?
Скажите во всеуслышание свое мнение. Напомните всем, что подарки коллегам – добровольное дело каждого. Велика вероятность, что вас поддержат многие коллеги, которым тоже противны эти поборы, но не хватало духу об этом сказать.
Если у вас материальные трудности и дорога каждая копейка, то об этом тоже нужно сказать открыто. Наверняка вас поймут и поддержат.
Если вы в принципе не против поздравлять коллег с днем рожденья, но вас раздражает устоявшийся формат, вы можете проявить фантазию и изменить его: креативно оформить место, придумать развлечения, сделать поздравление по-настоящему душевным. Уверена, что именинник оценит вашу искренность и креативность.
Не стоит забывать о ситуациях, когда дружеская рука коллектива действительно необходима. Когда кто-то ушел из жизни или тяжело заболел, и все совершенно искренне и с готовностью стараются помочь. Но это – душевный порыв, а не обязаловка.
Офисные поборы, как любые традиции, неизвестно, когда и кем придуманные, живут благодаря нашему молчаливому согласию до тех пор, пока не найдётся революционер, который продемонстрирует их бесполезность и даже абсурдность. Были времена, когда кровопусканием лечили все болезни, вплоть до малокровия, пока не нашелся смелый доктор, доказавший, что это – неправильно. Видимо, бесконечная трата денег на дни рождения малознакомых людей – явление того же порядка. Поэтому не бойтесь быть смелым первопроходцем. Уверена, многие вас поддержат.
Добавим, что читатели МедиаПотока могут задать свои вопросы нашему автору — эксперту в сфере управления Виктории Шухат. Пишите на potokmedia.ru (собака) yandex.ru.