Молекулы РНК стихийно образовались на базальтовом стекле

Клетки рибонуклеиновой кислоты могли быть основным прародителем первых живых клеток на планете, образовавшихся совершенно спонтанно.

Долгие годы специалисты Фонда прикладной молекулярной эволюции изучали строение рибонуклеиновой кислоты, чтобы сделать такой сенсационный вывод. Их главным объектом изучения было базальтовое стекло. Дела в том, что этот материал существовал на Земле более четырех миллиардов лет назад, а также присутствует и на Марсе.

В ходе множества экспериментов исследователи выяснили, что молекулы РНК состоят из нескольких блоков, которые способны собираться в единое целое самостоятельно. При этом в большинстве случаев нуклеотиды были соединены друг с другом через характерную для РНК сложноэфирную связь. Такие цепочки обнаружили и на базальтовом стекле.

Изначально структура РНК считалась слишком сложной, чтобы ее молекулы могли возникать спонтанно. То есть при наличии какой-либо поверхности, предполагалось, полная невозможность распространения РНК по ней. Недавние эксперименты показали обратное. Выяснилось, что древняя магма сохраняла рибонуклеиновую кислоту даже при метеоритных дождях, которые и формировали из нее базальтовое стекло — ближайшего «родственника» современных пород из этого материала.

Согласно материалам ученых, опубликованным в научном журнале Astrobiology, небольшая область, содержащая всего несколько тонн разбитого и пропитанного водой стекла, могла бы производить около грамма РНК в день, что таким образом и стало поводом для зарождения жизни на Земле.

Ранее МедиаПоток сообщал об инновационном открытии ученых из Нижнего Новгорода, разрабатывающих прибор для очистки нефти при помощи Солнца.