Москва, 17 января. Российским военным, в том числе уволенным в запас, могут запретить общение в соцсетях, чтобы соблюсти гостайну. Нарушителям грозит уголовное наказание.
Молчание — золото. Видимо, так рассудили в Минобороны России, где планируют запретить общение в социальных сетях военнослужащим, причем, не только действующим, но и ушедшим в запас. Время «периода молчания» предположительно достигнет пяти лет.
Столь жесткие требования содержит законопроект об изменении статуса военнослужащего, который правительство внесло в Госдуму ещё осенью. В ноябре депутаты утвердили эту инициативу в первом чтении. Теперь же, как рассказал источник «Известий», запрет намерены расширить и на запасников. Изменения уже подготовили в Минобороны и внесли в Госдуму.
— Запрет на использование соцсетей после увольнения коснется тех военнослужащих, которые были допущены к гостайне, — пояснил смысл происходящего глава думского комитета по обороне Владимир Шаманов. — Это связано, например, с местом пребывания военнослужащего, особенно если он служил за пределами нашего государства.
Итак, новые правила нужны для обеспечения режима секретности. В то же время — как сообщает Федеральное агентство новостей — эксперты полагают, что «режим молчания» не решит всех проблем — схватить с поличным нарушителя закона будет крайне трудно, они могут прятаться, заведя анонимный аккаунт. А зарубежные соцсети вообще не предоставляют России данные своих пользователей.
Если поправки примут, то запрет на использование соцсетей коснется не только офицеров, но и солдат, сержантов, мичманов и матросов. Нарушителям может грозить серьезное наказание, вплоть до уголовного.
Есть большой риск утечки военных секретов через интернет, в этом убежден председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. Он пояснил свою позицию:
— В армии никогда не либеральничали, когда речь заходила о секретной информации, и Минобороны стремится установить жесткие правила. Ограничения вводятся по аналогии с законом о защите гостайны, когда носители секретов дают подписку о неразглашении.
— Раньше речь шла о запрете поездок за границу, — добавляет военный эксперт Владислав Шурыгин. — Теперь же, чтобы связаться с человеком в любой точке мира, достаточно включить компьютер. Поэтому запрет на соцсети вполне логичен.
При этом есть и критики нововведения. Так, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР Владимир Рубанов считает, что следует бороться не со средствами коммуникации, а грамотно выстраивать всю систему безопасности:
— Болтают люди, а не соцсети. Доступ к секретам часто получают люди, которые не понимают, что они говорят или размещают в интернете, — разумно полагает ветеран спецслужб.
Кстати, ограничить пребывание в интернете для военных пытаются во многих армиях мира. Военнослужащим армии США, например, запрещено выкладывать в Сеть подробности операций, строго не рекомендуется добавлять в друзья незнакомцев и т.д.