В ходе эксплуатации машины нужно контролировать состояние залитого в двигатель масла, в особенности если пробег вместе с ним превысил 5 тыс. км. Существует ряд признаков, по которым можно определить качество моторного масла и его способность обеспечивать бесперебойное функционирование силового агрегата.
Пятно масла
В современных моторных маслах содержится множество присадок, которые обеспечивают их требуемые свойства, в том числе:
- текучесть;
- температурную стойкость;
- прокачиваемость;
- вязкость.
Например, расшифровка масло 10w-40 обозначает, что такая смазка является всесезонной, а верхний порог ее температурной стойкости составляет +40 градусов по Цельсию. В первые месяцы после заливки моторное масло прекрасно выполняет свои функции. Но в процессе работы двигателя оно подвергается действию высоких температур, частично пригорает и накапливает в себе остатки утративших первоначальные свойства присадок, которые образуют осадок из микрохлопьев. Чем большим нагрузкам подвергается двигатель, тем большее количество осадка накапливается в картере.
Выяснить его плотность и состав можно по одной капле масла. Для этого надо вытащить мерный щуп, старательно протереть нижнюю площадку, после чего вставить его обратно. По прошествии нескольких секунд, в течение которых масло успокаивается, нужно вытащить щуп еще раз. На его конце между рисками можно увидеть след, отвечающий действительному уровню смазки в картере. Затем надо взять лист простой офисной бумаги, вылить на него каплю масла и дать время на впитывание смазочной жидкости. По этому пятну легко понять, какие процессы протекали в моторе на протяжении последних недель.
Основные критерии для оценки состояния моторного масла
В число главных критериев, по которым оценивают состояние моторного масла, входят:
- цвет;
- запах;
- прозрачность;
- текучесть.
Необходимо проверить, как происходит стекание капли смазки со щупа. Ее уход без задержки наподобие воды – повод насторожиться. Нормой является другое поведение, при котором капля замирает, собирается, держится примерно пять-семь секунд и потом падает. Это указывает на сохранение нормальной вязкости.
Смазочная жидкость должна быть не полностью черной, а желтовато-коричневой. Чем более однородным и светлым является пятно, тем лучше ее состояние. Черный цвет смазки говорит о значительной загрязненности двигателя продуктами сгорания бензина. Масло вымывает их и накапливает в себе в форме мелкодисперсной взвеси. Помимо этого, оно чернеет и при перегревании двигателя в пробках. Запах гари у пережженной смазки является тревожным признаком, который указывает на подверженность мотора локальным температурным перегрузкам. Причины могут заключаться в наличии воздушных пробок в системе охлаждения или выходе термостата из строя. Нужно определить причину неудовлетворительного охлаждения, устранить ее и залить свежий антифриз.
Осадок в смазке
Пережженная смазочная жидкость выделяет осадок, следы которого должны находиться в капле. После ее растекания по бумаге в середине остаются мельчайшие крошки. Когда хлопья единичные, это нормально. Намного хуже, если на бумаге виднеется кольцо масла с плотным пятном грязи в центре. Это указывает на полную утрату первоначальной консистенции смазки и ее неспособность выполнять свои функции. Такое масло не обеспечивает требуемую защиту трущихся поверхностей, вследствие чего рабочий ресурс двигателя понижается, а пары трения вырабатываются. В таком случае затягивать с заменой смазки нельзя. Нужно немедленно отправляться в автомастерскую.