В Марий Эл презентовали новый тип козы

В минувшей четверг 2 июня, в Йошкар-Оле в здании министерства сельского хозяйства состоялась торжественная презентация нового типа зааненской породы козы «Марийский». Новый тип стал результатом многолетнего совместного труда компании «Лукоз» и Ставропольского всероссийского научно-исследовательского института козоводства. На встрече присутствовали Владимир и Тарас Кожановы, которые являются руководителями предприятия и идеологами его развития, заместитель председателя правительства республики […]

В минувшей четверг 2 июня, в Йошкар-Оле в здании министерства сельского хозяйства состоялась торжественная презентация нового типа зааненской породы козы «Марийский».

Новый тип стал результатом многолетнего совместного труда компании «Лукоз» и Ставропольского всероссийского научно-исследовательского института козоводства. На встрече присутствовали Владимир и Тарас Кожановы, которые являются руководителями предприятия и идеологами его развития, заместитель председателя правительства республики Марий Эл, министр сельского хозяйства региона Ираида Долгушева, а также научные сотрудники Ставропольского института Светлана Новопашина и Михаил Санников. Участникам создания нового типа козы были выданы патенты министерства сельского хозяйства РФ, обладателем которого, помимо предприятия «Лукоз», стал и Ставропольский институт.

Особо следует отметить, что не только в Марий Эл, но и в России, и даже в бывшем Советском Союзе, никогда в молочном козоводстве не выводили ни новых пород, ни новых типов. Раньше этих животных неизменно завозили из-за рубежа. Например, самая известная зааненская порода, свою родословную ведет из Швейцарии. Собственно, на базе зааненской породы и был выведен новый тип марийской козы.

Как сказал научный сотрудник Ставропольского института Михаил Санников, такие успехи совершаются не каждый год, это кропотливая работа десятилетий и только благодаря такому крупному сельскохозяйственному производству как «Лукоз» с их неравнодушными лидерами состоялся этот прорыв. Санников подчеркнул, что это первое подобное селекционное достижение в нашей стране и отрадно, что оно теперь навсегда останется первым под названием «Марийский».

Вся работа по выведению нового типа «Марийский» проходила на сельскохозяйственном предприятии «Лукоз». Особенностью создания этого типа являлось использование местных молочных коз, собранных по всей Марий Эл и использование чистопородных зааненских козлов из всех племенных репродукторов страны. До 2008 года проводилось поглотительное скрещивание, четвертое поколение помесей комиссия министерства сельского хозяйства РФ в 2008 году признало чистопородным по зааненской породе, после чего предприятием был получен статус племенного репродуктора по разведению молочных коз зааненской породы. С этого же года началась работа по созданию марийского типа коз. При создании марийского типа коз использовались уже линейные животные, три линии высокого удоя, высокой жирномолочности и высокой белковомолочности с чистопородными козлами зааненской породы. После почти восьмилетнего селекционного труда и был выведен новый тип козы.

Козы

О том, чем отличается новая коза, доходчиво объяснил Тарас Кожанов.

«Если представить, что коза — это станок, то можно купить станок с производительностью тысяча баночек в час, а можно купить с 1100 баночек, соответственно наш новый тип козы — это что-то вроде станка, который обладает повышенной продуктивностью, а значит он и стоит дороже и продукции больше произведет», — пояснил он.

Выступая перед собравшимися, генеральный директор предприятия Владимир Кожанов поблагодарил министерство сельского хозяйства за поддержку, главу республики Леонида Маркелова, который постоянно интересовался проектом и оказывал помощь.

Также он рассказал интересный случай, произошедший с ним в конце февраля на приеме в посольстве Франции, где происходила презентация продукции различных компаний, среди которых был и Сернурский сырзавод. По словам Кожанова, посол Франции во время дегустации продуктов, попробовав сернурский сыр воскликнул, что это один из лучших сыров, которые он ел в своей жизни как во Франции, так и в России. «Причем никто его в это время за язык не тянул, когда так говорит посол Франции — это дорого стоит», – поясняет Владимир Тарасович.

Рассказывая об успехах хозяйства, он отметил, что их продукция пользуется успехом не только у рядовых граждан, но и у высокопоставленных чиновников. Так, среди клиентов, заказывающих товары предприятия, был Аркадий Дворкович, а также один из советников президента России, имя которого Владимир Тарасович пока оставил в секрете.

В заключение мероприятия Ираида Долгушева еще раз поздравила всех участников с большим достижением, выразив гордость, что в республике есть такое предприятие, которое знают далеко за пределами России и высказала надежду, что инновационная работа в «Лукозе» будет продолжаться дальше еще более интенсивными темпами.

Корреспонденту МедиаПотока удалось задать несколько вопросов одному из руководителей предприятия Тарасу Кожанову.

Тарас Владимирович, предприятие вывело новый тип козы, что будет дальше?

Патент, который мы сегодня получили, дает нам право продавать не просто коз зааменской породы, а зааменскую породу тип «Марийский». Она более адаптирована к местным условиям и у нее повышенная продуктивность. То есть можно продавать продукцию в виде молока, а можно продавать в виде племенного молодняка. Но обычные козы без племенного свидетельства стоят 5-6 тысяч рублей, вместе с племенным свидетельством 30-40 тысяч. В принципе, если очень утрировать, и то, и другое может отличаться только наличием документов, но вчера у тебя этого документа не было, а сегодня ты его получил и твой молодняк резко подорожал. Это связано со многими параметрами, но главное, то что выдача свидетельства означает, что государство признает качество нашего типа коз.

Чем же отличается просто зааненская коза, от новой марийской? — Из сегодняшней презентации можно понять, что это увеличенная лактация, то есть сколько дней коза доится. И второе, соответственно увеличенный надой. Есть несколько параметров, связанные с индексом длинноногости, размера вымени, но скажем так — это отличительные признаки внешнего вида, на продуктивность они прямого влияния не имеют.

Вы сказали много теплых слов в адрес министерства сельского хозяйства, а как именно государство поддерживает подобные инициативы? — Государство безусловно нас поддерживает. Существует масса программ: субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на литр молока, субсидии на покупку племенного молодняка, то есть набор программ довольно большой. Это и программы по разработке растениеводства и заготовки кормов, по покупке части техники и компенсации понесенных затрат. На самом деле сельское хозяйство достаточно сильно датируется, по большому счету мы этой поддержкой довольны и нам нечего еще что-то просить у государства.

Козы

Вы можете продать этот вид за границу? Технически мы можем продать его за границу, но пока мы ни разу этого не делали. В данном случает наш тип «Марийский» больше адаптирован именно к нашему климату.

Сейчас действуют международные санкции, они как-то помогли предприятию? — Да, на нас это оказало положительное влияние. Уже в первые дни после объявления эмбарго в 2014 году, наша корпоративная почта разрывалась от писем, заявок, заказов. Были пересмотрены отношения со многими дистрибьютерами, сетями, стало с ними проще общаться, мы увидели спрос. В результате нам удалось нарастить производство в области переработки козьего молока раза в три. Собственное производство молока не так выросло, но уровень переработки коровьего молока тоже увеличился, процентов около 50%. Нам довольно сильно удалось нарастить производство, сейчас мы проводим модернизацию и еще планируем расти. Другое дело, что санкции — это как сильнодействующее лекарство; если ты долго их принимаешь, то быстро привыкаешь к ним. Отсутствие конкуренции — это тоже плохо, все-таки она нужна. Другое дело, что сейчас глупо не пользоваться этим моментом, но я не выступаю за бесконечно продление санкций, рано или поздно их все равно отменят и мы должны быть готовы. Хотя сейчас границы не полностью закрыты и на рынке есть, например, уругвайские сыры. Я их видел собственными глазами, они не сильно дорогие, но не очень качественные. И все же говорить сейчас о серьезной конкуренции в условии эмбарго не приходится, европейские продукты довольно качественные, но нам надо конкурировать именно с ними.

В выступлении вы сказали, что козоводство довольно трудное занятие, что Вы имели ввиду? — Сельское хозяйство отличается высокой рентабельностью, то что называется операционной и соотношение наценки к затратам здесь достаточно высокая. Но проблема в сельском хозяйстве в другом, прежде чем начать что-то делать надо необыкновенное количество денег вложить: купить землю, засеять, купить трактора, построить фермы. В результате, чтобы вернуть затраченные деньги нужно очень много лет. И поэтому, если говорить об окупаемости таких инвестиций, то депозит сбербанка гораздо выгоднее.

Козы

Какие различия между бизнесом производства козьего молока и коровьего? — Если ты производишь коровье молоко, то ты его гарантированно продашь, чуть дешевле, чуть дороже, но твоя цена колеблется в пределах 1-2 рублей. Не по 20, так по 19 оно уйдет у тебя без проблем, тебе не надо задумываться куда его сбыть. В России сейчас, на мой взгляд, есть дефицит коровьего молока. С козьим молоком намного сложнее. Дело в том, что сырое молоко практически никому не нужно. Я знаю только три завода в России, которые готовы покупать козье молоко: это мы, Сарапул в Удмуртской республике и Великий Новгород. Если, например, кто-то решит построить ферму в Самаре, то у него до ближайшего завода километров 600. Соответственно, если ты доишь 300 литров день, то везти такое молоко будет очень дорого. Получается, что, если ты занимаешься козами, ты вынужден заниматься и переработкой козьего молока. Поэтому продажи в козах гораздо более сложные чем продажи в коровах.

Какая доля у Вас на рынке козьего молока? — Мы стараемся наращивать производство и держать долю рынка, которая на мой взгляд у нас порядка 30 процентов. Последние восемь лет мы лидеры этого рынка. В основном продажи идут в Москву — 60 процентов. Это связано во многом с тем, что козье молоко дороже, в Москве покупательский спрос на него и платежеспособность выше. Остальное — это Марий Эл, Киров, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Самара, Челябинск. У нас большая география.