Катализаторы «химеры» создали российские ученые для создания неоднородных полимеров

Катализаторы для создания различных по составу полимеров создали из палладия и органических ферментов российские ученые, результаты опубликованы в журнале ACS Catalysis. передает ИА RuNews24.ru.

Создание лекарств, полимеров и иных сложных соединений требуют ускорения реакции, этому служат катализаторы. Обычно, для устойчивой работы химической реакции может потребоваться несколько таких веществ, а для разных процессов необходимы различные катализаторы.

Российские ученые изобрели универсальный катализатор, который как химера подстраивается под необходимое соединение. Разработанное соединение имеет центр из палладия, вокруг которого «крутятся» другие химические вещества — лиганды. Среди них выделяется азотосодержащий атом, который защищает всю структуру от лишних химических взаимодействий.

Под защитным лигандом, катализатор способен взаимодействовать с нужными мономерами, не реагируя на лишние соединения. Это позволяет сократить расход катализатора, при этом достичь эффективности полимеризации в 94%. Благодаря азотистому лиганду, катализатор не реагирует с внешней средой — кислородом и влагой.

Есть и другие: катализатор содержит и подвижные части, это могут быть растворители или угарный газ. Они отрываются от центра, и позволяют «сшить» два и более различных мономеров друг с другом. Всего разработали 11 катализаторов, свойства которых можно регулировать, эти соединения не требуют дополнительных катализаторов для собственной активации.

Еще одним плюсом нового соединения стала чистота синтеза, очищать полимеры после катализатора не нужно, это позволяет избавиться от данного трудоемкого процесса. Большая важность разработки — для работы катализатора не нужны специальные условия, само вещество очень активное и для эффективной полимеризации не требуют большого расхода при любых условиях.

Ранее МедиаПоток писал, что устойчивые к солям бактерии способны выжить на Марсе.