Москва, 7 августа. Выставка «Царевококшайск–Краснококшайск–Йошкар-Ола: из глубины веков до наших дней», посвященная 435-летию города, проходит в российской столице.
Экспозицию подготовило Главное архивное управление Москвы на основе материалов Государственного архива республики. Москвичи и гости белокаменной смогут познакомиться с многовековой историей Йошкар-Олы.
За четыре с лишним столетия город прошел путь от провинциального Царевококшайска Казанской губернии до столицы республики.
Царёв город на Кокшаге (отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города – Царёвококшайск) основали во время царствования Федора Ионновича – 1 ноября 1584 года.
Первоначально это была сторожевая город-крепость. Первые упоминания о городе можно встретить в «Разрядной книге 1475-1598 годов». Кстати, в Москве выставка открывается именно с копии записи из этого издания.
Если бы вы попали во времена Царёва города на Кокшаге, вы бы поняли, что это типичное военное укрепление. Оно было окружено земляными валами с деревянными стенами и бойницами, где располагались воевода и его гарнизон.
Первым воеводой города и Царевококшайского уезда стал Иван Андреевич Ноготков-Оболенский. Гости выставки смогут посмотреть зарисовку плана владений воеводы 1730 года.
Как и любой город, Царёвококшайск развивался и, соответственно, увеличивалось его население. Жители начинали строить жилье за стенами крепости, образуя слободы. После этого эту территорию также окружили стенами.
Русские переселенцы из центральных и северо-западных уездов Российской империи появилась в городе во второй половине XVII века. Деревни, которые они основали, также вошли в состав Царёва города на Кокшаге, сообщает портал mos.ru.
Во времена Петра I Царёвококшайск пополнил состав Казанской губернии, а в период правления Екатерины II стал уездным центром преобразованной Казанской губернии. Кстати, на экспозиции у жителей и гостей белокаменной есть возможность приблизиться к карте города, датируемой концом XVIII века.
На рубеже XVIII – XIX веков в городе проживало 1,2 тысячи человек, а к началу XX века здесь насчитывалось почти 2 тысячи человек. По словам историков, в основном население принадлежало к крестьянскому сословию. Однако в Царёвококшайске жили и религиозные деятели, и дворяне, и купцы, и мещане.
Царёвококшайский уезд был одним из самых больших в Казанской губернии, но через него не проходили железнодорожные пути и судоходные реки, селения были на значительном расстоянии друг от друга.
Требовалось средство для быстрого передвижения – автомобиль. Уездное земское собрание в мае 1914 года постановило пригласить несколько известных автомобильных фирм для проведения испытаний по дорогам уезда.
В июне 1914 года из Казани в Царёвококшайск прибыли по одному автомобилю фирм «Бразье» и «Кейс» и два автомобиля «Форд».
Революция 1917 года внесла коррективы в жизнь Царёвококшайска. 17 февраля 1919 года город получил новое имя – Краснококшайск. Еще через девять лет, 10 марта 1928 года, вновь произошло переименование, которое сохраняется до сих пор — Йошкар-Ола.