Вузам Республики Марий Эл предложено стать центрами пространства создания инвестиций. Подробно речь об одном из шести проектов федерального Минобрнауки говорили на совещании в Йошкар-Оле.
В деталях о проекте рассказала заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова. Также в заседании на тему приняли участие врио главы Марий Эл Александр Евстифеев, сенатор Константин Косачев, а также представители сферы образования республики.
В приветственном слове участникам заседания, тема которого была обозначена, как «Подготовка кадров в системе профессионального образования для инновационного развития экономики РМЭ», руководитель республике вкратце обрисовал ситуацию в регионе.
Всего на территории Марий Эл осуществляют деятельность 24 учреждений профессионального образования, в которых преподают более 850 педагогов, а гранит науки грызут порядка 16 тысяч обучающихся. Флагманы профобразования республики — МарГУ (опорный вуз) и ПГТУ.
Евстифеев заострил внимание присутствующих на том, что республики остро нужны специалисты. В недалеком будущем потребность в них будет еще больше, уже сейчас экономика региона показывает неплохой рост — индекс промышленного производства составляет 113,7% (первое место по показателю в ПФО).
Что интересно, почти все выпускники учреждений профессионального образования после выпуска из учебного заведения находят себе работу. Однако что тревожит власти — лишь 56% из них по специальности, остальные же, получается, учились только ради «корочек», что недопустимо.
В связи с этим Евстифеев поручил региональному министерству образования мониторить ситуацию, а также своевременно реагировать на потребности рынка и постоянно вести своего рода перечень востребованных специальностей, при этом такая работа должна вестись на перспективу — ближайшие 5-10 лет.
В свою очередь Людмила Огородова, как похвалила высшую школу республики, так и указала на проблемные места. Из плюсов — привлечение в Марий Эл иностранных студентов, магистерская подготовка, а также крайне низкий уровень износа используемого в обучении оборудования.
Что касается минусов, то федеральное Минобрнауки беспокоит крайне низкая привлекательность вузов республики для талантливых абитуриентов, низкие результативность исследовательской деятельности, уровень целевого приема и финансовая устойчивость, а также небольшая востребованность программ ДПО.
Впрочем, все это не должно стать помехой для вхождения вузов Марий Эл в число участников проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Уже в этом году, на первом этапе реализации задачи, в 30 субъектах России планируется создать 40 подобных центров.
К 2025 году программа охватит все регионы и по всей стране будет создано 100 подобных центров, каждый из которых должен иметь в своей инфраструктуре технопарк, инжиниринговый центр или бизнес-инкубатор. Более подробно критерии будут опубликованы до 1 сентября.
При этом заявки от вузов должны быть представлены к 1 октября. Федеральный чиновник уточнила, что университеты должны быть активно поддержаны региональной властью. И пример Марий Эл в этом отношении показателен: Огородова поблагодарила Александра Евстифеева за активное участие в решение проблем отрасли.
Кроме того, в ходе заседания были обсуждены и другие вопросы. В частности с докладом на тему значимости опорных вузов в социально-экономическом развитии региона выступил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
О роли опорного университета в подготовке медицинских кадров для региона рассказала глава регионального Минздрава Марина Панькова. Также на заседании говорили о значимости МарГУ в подготовке кадров для высокотехноличного производства на примере ЗПП и подготовки кадров на ПГТУ для предприятий ОПК на примере ММЗ.