С 11 января 2021 года для ломбардов начала действовать процедура допуска на финансовый рынок. Теперь легально работать смогут только ломбарды, внесенные Банком России в государственный реестр.
В связи с изменением законодательства организациям, которые планируют получить статус ломбарда, а также всем действующим ломбардам необходимо направить в Банк России пакет документов и заявление о внесении сведений в госреестр.
Регулятор вправе исключить ломбард из реестра, если в течение года тот неоднократно нарушал законодательство или фактически не вел деятельность: не заключал договоры займа или хранения. Если действующие ломбарды вовремя не подадут документы для внесения сведений в реестр, то с 10 апреля 2021 года их деятельность будет ограничена. Они не смогут заключать новые договоры потребительского займа и дополнительные соглашения к действующим договорам. Если же необходимые сведения не будут внесены в реестр до 9 июля 2021 года, то организация утратит статус ломбарда.
За 9 месяцев 2020 года ломбарды в Марий Эл выдали займы на общую сумму 592 млн рублей, что на 8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. С января по сентябрь 2020 года оформлено более 83 тыс. договоров, что на 10,1% меньше по сравнению с 2019 годом. Портфель обязательств граждан на 1 октября 2020 года составил 116,4 млн рублей и показал рост на 13%. Объем привлеченных средств снизился на 43% и составил 17 млн рублей. Сегодня в республике работают 10 ломбардов.
«Нововведения призваны усилить защиту граждан и оставить на рынке только добросовестные ломбарды, – говорит управляющий Отделением – Национальным банком по Республике Марий Эл Волго-Вятского ГУ Банка России Александр Волков. – Законность работы ломбарда всегда можно проверить на сайте Банка России. В наименовании организации, состоящей в государственном реестре ломбардов, обязательно должно присутствовать слово «ломбард». Таким образом, потребителям будет легче отличить профессиональных кредиторов, надзор за которым осуществляет Банк России, от мошенников».