В республике хранят летопись пути, пройденного православием на марийской земле. О становлении православной веры в Марий Эл, о первых ее адептах и храмах, о монастырях и их обитателях, о темном времени гонений и периоде возрождения – об этом рассказывает Музей истории православия в Йошкар-Оле. Здесь на днях побывал сенатор Сергей Мартынов.
Сенатор Совета Федерации Сергей Мартынов, представляющий Марий Эл на федеральном уровне власти, побывал в регионе и посетил Музей истории православия, одно из самых молодых, но бурно развивающихся учреждений в многоликой когорте музеев республики.
Экскурсию во времени и музейном пространстве для парламентария провели директор Национального музея Марий Эл им. Т.Евсеева Светлана Зверева и старший научный сотрудник Музея истории православия Светлана Каплунова.
Так, изучая стенды музея, можно узнать, что главной православной святыней республики является Мироносицкая икона Пресвятой богородицы. Интересно, что эта икона, в отличие от большинства традиционных творений, не писаная, а резная в камне, сделана из черного аспида. Сейчас находится в виде списков в действующем женском монастыре в Ежове, открытом после восстановления в 1994 году.
Показательно, что образование и просвещение жителей марийского края во многом связано именно с пришествием православия в край мари. Например, первая грамматика марийского языка была издана в 1775 году под руководством Владыки Вениамина. В монастырях в том числе занимались наблюдениями за погодой, сохраняли историю на страницах рукописных церковных книг.
Увы, революция катком прошла по вере наших предков: храмы взрывали, священников ссылали на каторгу или расстреливали. К октябрю 1917 года в марийском крае действовали около 160 православных храмов. К 1942-му году незакрытыми остались 8-9 церквей, да и в них богослужения не проходили – здесь просто не было священников. И всё же вера в сердцах людей не угасла, и затем, шаг за шагом позиции православия восстанавливались.
«История православия в Марий Эл тесно связана со становлением самой марийской республики. Религиозные деятели несли просвещение в народные массы, первыми школами были церковно-приходские, где давали важнейшие для будущих поколений уроки нравственности. Подобный взгляд в историю, уверен, будет полезен для духовного воспитания и наших современников», – считает Сергей Мартынов.