Председатель Счетной палаты Марий Эл Сергей Каргальский рассказал, что ведомство приблизилось в своих полномочиях к федеральной Счетной палате.
Состоялось совещание Счетной палаты Российской Федерации с региональными и муниципальными контрольно-счетными органами в формате видеоконференции, на котором обсудили изменения, внесенные в федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – 6-ФЗ).
В мероприятии принял участие Председатель республиканской Счетной палаты Сергей Каргальский.
«Поправки 2021 года — это новая веха в работе всей системы внешнего финансового контроля, включая муниципальный уровень. И сейчас наша с вами главная задача – реализовать эти новации», – заявила заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации Галина Изотова, открывая совещание.
Подробно о ключевых изменениях в 6-ФЗ рассказал заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации Евгений Лисютин.
1. Полномочия КСО
Одним из важнейших изменений законодательства стало раскрытие функционала контрольно-счетных органов как участников стратегического планирования. Теперь они смогут давать оценку реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития.
Также закреплено право контролировать состояние внутреннего и внешнего долга, проводить экспертизу не только самих государственных и муниципальных программ, но и их проектов.
Кроме того, в новом законе значительно усовершенствован порядок внесения и исполнения представлений и предписаний контрольно-счетных органов. В частности, по аналогии со Счетной палатой Российской Федерации закреплено право направлять объектам контроля предписания в случае невыполнения представлений. В свою очередь объекты контроля теперь будут уведомлять контрольно-счетные органы о «выполнении» представлений, а не о «рассмотрении», как было ранее.
2. Кадры
Принципиально новым блоком поправок в 6-ФЗ стали изменения, связанные с развитием кадрового потенциала контрольно-счетных органов. Теперь региональные законодатели должны обращаться в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя регионального контрольно-счетного органа установленным квалификационным требованиям.
Муниципальные представительные органы в свою очередь вправе обратиться в региональный контрольно-счетный орган за соответствующим заключением в отношении кандидатур на должность председателя муниципальной палаты.
Порядок проверки кандидатов в отношении региональных кандидатур будет устанавливаться Счетной палатой Российской Федерации, в отношении муниципальных кандидатур – контрольно-счетным органом региона.
3. Информационное обеспечение
Новации этого блока имеют важное значение для повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов. Согласно опросу, проведенному Счетной палатой Российской Федерации, на 1 апреля 2020 года половине контрольно-счетных органов не был предоставлен доступ к региональным информационным системам финансовых органов. Изменения в 6-ФЗ должны решить эту проблему – теперь в нем закреплено право на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам.
Кроме того, председателям региональных контрольно-счетных органов и их заместителям предоставлено право на бесплатное получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Реализация этой нормы потребовала внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Они вступают в силу с 1 января 2022 года.
4. Методология
В части методологии основная новация связана с тем, что стандарты контрольно-счетных органов должны будут утверждаться в соответствии с общими требованиями Счетной палаты Российской Федерации.
5. Статус контрольно-счетных органов
Изменения этого блока направлены на укрепление статуса контрольно-счетных органов. В частности, в соответствии с внесенными поправками должности председателя, зампредседателя и аудиторов контрольно-счетных органов теперь относятся к государственным должностям субъекта РФ или муниципальным должностям.
Законом также предусмотрено закрепление статуса юридического лица за контрольно-счетными органами муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением. Это позволит им самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, выступать в суде от собственного имени, осуществлять бюджетные полномочия и полномочия заказчика для муниципальных нужд.
Комментируя внесенные в 6-ФЗ изменения, Сергей Каргальский отметил:
«Их подготовка и продвижение осуществлялись Счетной палатой Российской Федерации при непосредственном и активном участии региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. В результате принятия данных поправок республиканская Счетная палата приблизилась в своих полномочиях к федеральной Счетной палате».