22 декабря Россия празднует День энергетика. В этот день в 1920 году был принят Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО) и началась история энергетики нашей страны.
Уже больше ста лет энергетическая отрасль интенсивно развивается и является одним из важнейших секторов российской экономики. От труда энергетиков зависит не только свет и тепло в домах, но и развитие производств и предприятий социальной сферы.
Залогом качества и успеха работы является сплоченная, сильная и преданная делу команда профессионалов. Таких как Наталья Ильина, она 40 лет работает в энергетическом комплексе, 33 из которых в Марий Эл.
— Кто или что повлиял на ваш выбор профессии?
— Я родилась в семье энергетиков, мои родители всю жизнь проработали в Воронежэнерго, так что слова «трансформаторы», «перенапряжения», «отключения», «грозовые сезоны» мне были знакомы с детства. Помню, отец однажды привел меня на ПС 330 кВт, я увидела эти огромные гудящие трансформаторы и поняла, что нужно быть очень сильным и умным, чтобы управлять этим оборудованием. А учитывая, что физика была моим любимым предметом в школе, то энергетике просто некуда было от меня деться.
— Какими были первые шаги в энергетике?
— После школы я целый год работала на Энергоучастке Лискинского отделения Юго-Восточной железной дороги, где и полы мыла, и машинисткой работала, и писала протоколы комсомольских и партийных собраний. Это была настоящая трудовая школа, именно там я поняла, что такое хороший исполнитель и по каким критериям руководители оценивают работу, к чему нужно стремиться. Потом была учеба на факультете «Энергоснабжение» Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта (ДИИТА). Окончив институт, по распределению с мужем и годовалым сыном, приехали в Йошкар-Олу, в Мариэнерго. Так, с 1989 года и по сей день мы работаем в энергетике: я в энергосбытовом секторе энергетики, муж в электросетевом комплексе.
— Вы стояли у истоков современной электросистемы Марий Эл, принимали участие в ее реорганизации. Расскажите, как это было?
— В 1989 году Мариэнерго было самой молодой энергосистемой, компании было всего 2 года. В клиентский рынок Мариэнерго входило менее 30% потребителей региона, остальной рынок находился в руках двух крупных перепродавцов. За 3 года мы забрали рынок потребителей у перепродавцов, переведя на прямые расчеты всех потребителей.
Были сложнейшие отношения с регулятором, порой шли ва-банк — судились с правительством республики, но мы победили, выведя компанию в число самых уважаемых партнеров. В 2003 году Мариэнерго было включено РАО «ЕЭС России» в «пилоты» по реорганизации, была создана команда из 7 человек (я в этой команде была представителем энергосбытового бизнеса). За один год мы провели разделительный баланс энергосистемы, получив новые субъекты рынка: сети, сбыт и генерацию, начиная от деления персонала и, образно говоря, каждой скрепки, до разделения функций, дебиторской и кредиторской задолженностей, финансов, собственности, акций. Это было интереснейшие дело по созданию прецедента реорганизации РАО «ЕЭС России», мы работали по 14 часов сутки, у нас «глаза горели» от ощущения того, что это именно мы создаем в Республике новую структуру энергетики. Конечно, потом «первыми учителями» по этому вопросу мы стали для регионального правительства, министерств, потребителей.
— Почти вся Ваша трудовая деятельность связана с розничным рынком электроэнергии, работой непосредственно с потребителями, в большинстве своем — с должниками и неплательщиками, решаете проблемные вопросы?
— Я люблю работать с потребителями. Кто-то из них приходит с вопросом, кто-то с требованием, кто-то с истерикой, а нужно, чтобы каждый ушел, сказав «спасибо». Опыт тесного общения с потребителем в плане глубины знания потребительских проблем сохранился еще с тех пор, когда энергосбыт обладал надзорными функциями.
С неплательщиками работаем плотно, всегда выслушиваем все их проблемы, обсуждаем методы решения. Главное, потребитель знает, что мы честные партнеры, обманывать которых нельзя. Метод работы короткий: понимание и требовательность.
— Что помогает вам принять правильное решение в трудных ситуациях?
— Что помогает принимать решение? Во-первых, я его всегда принимаю, не подвешивая вопрос нерешенным. И, конечно, опыт помогает, наша дружная компания реализации и команда руководства компании. С коллективом мне всегда везло, с некоторыми коллегами мы проработали вместе более 20 лет.
— Вы помогаете вводить энергосберегающие технологии и цифровизацию систем в «ТНС энерго Марий Эл». Тяжело вообще внедрять такие новшества?
— Внедрять цифровизацию не сложно в общении с юридическими лицами, потому что и мы, и они должны соответствовать текущим требованиям жизни, нужно постоянно развиваться. Белинский в позапрошлом веке сказал, что тот, кто не идет вперед, тот идет назад. Это правило действует и в наши дни, все предприятия хотят выжить на рынке. Кроме того, цифровизация реально упрощает некоторые виды работы, позволяет экономить трудозатраты и сокращать расходы – это понимают все.
Гораздо тяжелее цифровизация внедряется в работе с населением. Это обусловлено и плохим интернетом в отдаленных районах республики, и невысоким уровнем зарплат, и трудностями изучения новых технологий старшим поколением. Пожилым людям мы рекомендуем подключать электронную квитанцию и личный кабинет к гаджетам детей или внуков. Но у старшего поколения нет цейтнота по времени в течение дня, для них легче прочитать крупный текст печатной квитанции, а потом еще и сходить на почту, оплатить, по пути встретить знакомых людей, может быть даже постоять в очереди – для них это как развлечение, практически как возможность выйти в свет. Социальные структуры, предоставляющие льготы населению, а льготами пользуется, как правило, старшее поколение, нет-нет, да и запросят печатную квитанцию с отметкой об оплате. А пожилые люди они ответственные, они хранят оплаченные счета и очень боятся оказаться непорядочными потребителями, поэтому для старшего поколения я бы сохранила доставку привычных печатных квитанций, как дань уважения, как такой вот сервис по индивидуальному подходу к работе с бабушками и дедушками.
— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать энергетик?
— Я могу сказать какими качествами должен обладать настоящий сбытовик. Он должен быть:
Энергетиком — потому что нужно знать товар, который продаешь.
Экономистом – потому что нельзя продавать, не понимая цены товара.
Юристом – потому что нельзя продавать, не зная законов, по которым продаешь.
Психологом – потому что потребителя нужно убедить, удержать, вдохновить, а иногда и достойно принять входящий негатив, проанализировать и сделать правильные выводы.
— Что ярче всего запомнилось за время работы?
— В каждом периоде времени были свои значимые запоминающиеся события. В восьмидесятые и девяностые годы тотальных неплатежей — это создание схем взаимозачетов по налоговым платежам, даже на оптовый рынок мы проводили платежи, отыскивая цепочки взаимных долгов порой через 5-6 участников рынка. И конечно, ввод в эксплуатацию ТЭЦ-2 Мариэнерго. В те годы, когда большинство заводов остановили работу, экономика страны стояла, Мариэнерго ввели в эксплуатацию объект генерации, который в настоящее время является субъектом оптового рынка. Это было масштабное событие в энергетике всей страны, на открытие к нам приезжал А.Б.Чубайс.
Затем были ярчайшие годы реорганизации, перехода на расчеты по нерегулируемым ценам, внедрение новых программных комплексов для расчетов. Можно сказать, что запомнилось удовольствие от большого количества интересной работы. Но самое главное это люди. Помню и преклоняюсь перед специалистами много лет преданными компании, с которыми мы не один пуд соли съели, и восхищаюсь молодыми ребятами, которые развивают компанию сейчас, они видят на шаг вперед, стратегически мыслят, и я очень горжусь работой с ними.
— Кто-то из семьи пошел по вашим стопам в энергетику?
— По семейной традиции энергетиком стал и мой младший брат. А по моим стопам пошел сын Дмитрий, он успешно работает в Министерстве энергетики Российской Федерации. И, конечно, эта профессия точно не для всех. Энергетика — это призвание, нужно, чтобы душа отзывалась.