Власти Марий Эл в качестве приоритетов называют развитие в регионе высокотехнологичных производств радиоэлектроники, агропромышленного комплекса и сферы туризма.
В столице республике — Йошкар-Оле — запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы аэродрома, близится к завершению капитальный ремонт перинатального центра, решается вопрос о реставрации жемчужины республики — замка Шереметевых на Волге.
О новых «точках роста» в интервью «Интерфаксу» рассказал глава Марий Эл Юрий Зайцев.
— Юрий Викторович, минувшим летом в беседе с Владимиром Путиным вы сформулировали три крайне важные темы для Марий Эл на тот момент: модернизация взлётно-посадочной полосы аэропорта, реставрация замка Шереметева и ремонт акушерско-физиологического корпуса перинатального центра. Что из этого воплотилось или начало воплощаться в реальность?
— Работы по этим объектам ведутся и есть результаты.
23 декабря прошлого года состоялась рабочая встреча с министром транспорта Виталием Савельевым, где обсудили, в том числе, вопрос развития аэропортового комплекса Йошкар-Олы. Решение о реконструкции принято в связи с физическим износом взлетно-посадочной полосы аэродрома.
В настоящее время завершены подрядные работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации. В ноябре 2022 года проектная документация получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Сметная стоимость строительства составляет 6,4 млрд рублей, финансирование будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Начало работ запланировано на 2023 год.
Реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы позволит принимать магистральные воздушные суда вместимостью 80-200 человек, это позволит привлечь более крупные авиакомпании, расширить число авиарейсов в доступной ценовой категории. Работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы будут синхронизированы со строительством нового аэровокзального комплекса, они будут завершены в 2024 году.
Уже идет строительство нового пассажирского терминала республиканского аэропорта. Общий объем финансирования строительства терминала оценивается в 1,5 млрд рублей. Финансирование проекта осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Марий Эл и инфраструктурного бюджетного кредита. Здание нового терминала пропускной способностью 400 пассажиров в час будет располагаться вблизи старого здания аэропорта.
Капитальный ремонт здания перинатального центра стартовал в начале ноября прошлого года. В настоящее время готовность объекта составляет 80%, а завершить работы планируется в феврале 2023 года.
Что касается реставрации замка Шереметевых, то в настоящее время прорабатываются механизмы и возможности включения усадьбы в федеральные программы, поскольку для объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, перечень таких программ ограничен.
— Из сегодняшнего дня какие видны точки роста? Как выстраиваются приоритеты в стратегии развития региона?
— Это развитие базовых отраслей экономики — запуск новых секторов и мегапроектов, создание новых конкурентных рабочих мест.
Во-первых, развитие высокотехнологичных производств радиоэлектроники. В республике разработан прорывной проект по развитию кластера радиоэлектроники общей стоимостью порядка 32 млрд рублей. Он поддержан правительством РФ. Планируется создание современного производства микросхем на базе АО «Завод полупроводниковых приборов» и запуск отдельной линии непрерывного цикла по производству печатных плат повышенного 6 и 7 классов точности в ООО «Технотех».
Во-вторых, развитие агропромышленного комплекса. В последние годы отрасль показывает хорошие результаты. При этом необходимо отметить, что треть населения республики — сельские жители.
В целом стратегия развития АПК направлена на формирование производственного цикла «от поля до прилавка». Отрасль растениеводства должна в полном объеме обеспечить животноводство качественными кормами и семенным материалом собственного производства, активно вовлекая в оборот неиспользуемые земли сельхозназначения.
Одна из перспективных точек роста — это развитие сферы туризма. Наша республика обладает колоссальным туристическим потенциалом. У многих Марий Эл ассоциируется в первую очередь с архитектурным и событийным туризмом. Это и экологический туризм, включающий в себя посещение природных территорий. И в этом направлении есть мощные стимулы развития потенциала региона.
Республика претендует на реализацию пилотного проекта «Центр этнографического туризма на Волге», включена в межрегиональный маршрут «Великий волжский путь».
Развитие приоритетных отраслей невозможно без притока высококвалифицированных кадров и развития IT-сферы. В основных направлениях стратегии предусмотрено формирование в республике системы образования, ориентированной на обеспечение кадрового потенциала экономики. Положительный пример — в Йошкар-Оле активно работает компания iSpring, которая известна разработкой программных продуктов образовательной направленности не только на российском, но и на мировом рынке IT-индустрии.
— Расскажите, как вы оцениваете выполнение индивидуальной программы социально-экономического развития Марий Эл? Все ли мероприятия программы реализуются в срок? Ощутим ли эффект от их реализации?
— Реализация индивидуальной программы является одним из основных драйверов роста экономики, повышения уровня и качества жизни населения. Она включает мероприятия по стимулированию производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, развитию малого и среднего бизнеса, строительство объектов коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
За три прошедших года обеспечена своевременная реализация запланированных мероприятий, достигнуты значительные положительные результаты. В 2020-2022 годах освоено 3 млрд рублей средств федерального бюджета и 20,2 млн рублей регионального бюджета. При этом, как результат, привлечено более 3,5 млрд рублей внебюджетных инвестиций, создано 722 новых рабочих места.
Введено 10 социально значимых объектов: автовокзал, роддом в годе Волжске, две улицы для жилищного строительства в Йошкар-Оле, пять объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В 2020 году приобретено 98 единиц специализированной коммунальной техники для муниципалитетов республики. Для развития транспортной доступности передана в федеральную собственность автомобильная дорога Йошкар-Ола — Нижний Новгород.
Наша задача — не останавливаться на достигнутом. В ближайшие два года будет продолжено стимулирование сельскохозяйственного производства и льготное кредитование промышленных предприятий, реализующих перспективные инвестпроекты. Продолжим строительство шести важных объектов: пассажирского причала на Волге, лабораторного корпуса республиканской ветлаборатории, реконструкцию трех объектов водоснабжения и водоотведения, терминала регионального аэропорта. В рамках реализации мероприятий индивидуальной программы развития в течение двух лет планируется дополнительно создать не менее 400 рабочих мест, привлечь не менее 1,8 млрд рублей внебюджетных инвестиций.
Выражаю глубокую благодарность правительству Российской Федерации за оказанное внимание регионам и принятие решения о реализации индивидуальных программ их развития. Благодаря реализации индивидуальной программы мы сможем решить часть накопленных проблем и обеспечить ускоренное развитие экономики республики.
— Имущественный комплекс Марийского НПЗ обрел нового владельца, им стала московская компания «Балчуг-Петролеум». Есть ли у вас информация о планах нового собственника, обсуждались с ним вопросы развития предприятия?
— После длительного простоя на МНПЗ, наконец, состоялся его запуск. Так, 5 января 2023 стартовал производственный цикл, а 9 января на заводе отгрузили первую партию продукции. В планах «Балчуг-Петролеум» вывести свой филиал — МНПЗ на устойчивый режим работы, а в дальнейшем перевести предприятие на более глубокую переработку нефти.
Марийский НПЗ введен в эксплуатацию почти 25 лет назад, он является градообразующим предприятием и одним из крупнейших налогоплательщиков в республике. Мощность переработки МНПЗ составляет 1,6 млн тонн нефти в год с возможностью выпуска более 10 видов нефтепродуктов, в число которых входят: бензин газовый стабильный, дистилляты газового конденсата, топочный мазут, тяжелые нефтяные остатки, сырье для производства нефтебитумов, которое сегодня перерабатывается в десять марок дорожных битумов.
Следует отметить, что сохранен работоспособный коллектив, по узкопрофильным специальностям осуществляется набор персонала. ПАО «Транснефть» и ОАО «РЖД» уведомлены о начале производственной деятельности предприятия.
— Газпром планировал к концу 2025 года завершить сетевую газификацию республики, эти планы сохраняются? Как вы оцениваете процесс газификации и догазификации в республике? Есть ли проблемы у жителей Марий Эл с подключением к уже построенным сетям?
— Газификация населенных пунктов республики осуществляется в рамках республиканской программы газификации на десятилетний период, рассчитанной до 2030 года. В рамках программы до 2025 года предусмотрено строительство 17 крупных объектов газификации общей протяженностью 260 км, что позволит газифицировать 58 населенных пунктов республики.
Кроме того, Марий Эл и Газпром подписали дополнение к этой программе, включив в нее газификацию Килемарского и Юринского районов.
Проводится работа и по реализации мероприятий по догазификации. В рейтинге регионов по реализации мероприятий догазификации республика находится в «зеленой зоне», занимая 12-е место среди субъектов РФ. На сегодня в 510 населенных пунктах обеспечена техническая возможность подводки газа до границ 4,290 тыс. домовладений, это 100% заключенных договоров со сроком исполнения в текущем году.
В качестве мер поддержки предусмотрена возможность субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на газификацию жилья, введена единовременная выплата на оплату расходов на догазификацию домовладений для отдельных категорий граждан. Многодетные семьи могут также направить на подготовку домовладения к пуску газа единовременную денежную выплату материнского капитала в связи с рождением или усыновлением третьего или последующего ребенка.
— Еще год назад журналисты сообщали главе государства о том, что из Марий Эл можно уехать поездом только в Москву, позже добавились новые маршруты. Железнодорожную доступность Йошкар-Олы можно расширить, если продлить путь Зеленый Дол — Яранск до Котельнича и соединить северную и южную ветки Транссиба через территорию республики. Вы продолжаете привлекать внимание РЖД к этому проекту? Есть ли у него перспективы?
— Да, существующая железнодорожная ветвь до Йошкар-Олы является тупиковой, одноколейной и неэлектрифицированной. Вопрос о продлении железнодорожной ветки Зеленый Дол — Яранск до станции Котельнич для устранения разрыва в железнодорожном коридоре «Север — Юг» и соединения северной и южной железнодорожных веток Транссибирской магистрали по линии Казань — Йошкар-Ола — Киров имеет важное значение в плане развития инфраструктуры.
Еще в 2017 году стоимость всего проекта была оценена в 43,5 млрд рублей, в том числе по продлению железнодорожной ветки от Яранска до Котельнича протяженностью 130 км — в 13 млрд рублей.
«РЖД» тогда проинформировала, что в связи с незначительными объемами перевозок на перспективу в долгосрочной программе развития компании до 2025 года развитие железнодорожной инфраструктуры на территории Марий Эл не предусмотрено. Однако работа по продвижению этого проекта будет нами продолжена. Республика заинтересована в том, чтобы тупиковая ветвь дороги превратилась в полноценную железнодорожную магистраль. В сегодняшних условиях отсутствие нормального железнодорожного сообщения является серьезным фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие региона, не позволяет развивать инвестиционный потенциал.
Татарстан и Кировская область поддерживают наше мнение о необходимости реализации проекта. Этот вопрос обсуждался на встрече с министром транспорта РФ Виталием Савельевым и заместителем председателя Совета Федерации Константином Косачёвым.
— Как идет реализация проекта реконструкции очистных сооружений Йошкар-Олы? Вы говорили о необходимости федеральной помощи для проведения 2 и 3 этапов этого проекта. Как обстоят дела сейчас? Что уже сделано и что планируется?
— Реконструкция очистных сооружений канализации Йошкар-Олы производительностью 60,815 тыс. кубометров в сутки стартовала в 2020 году, сейчас реализуется первый этап проекта в рамках нацпроекта «Экология» («Оздоровление Волги»). Важно, что реконструкция идет без остановки текущей деятельности предприятия. Общая стоимость работ — 1,58 млрд рублей.
Замену оборудования на коммунальном объекте планируют завершить в 2024 году. Сейчас техническая готовность объекта — почти 60%, работы ведутся с опережением графика.
Действительно, реализация только первого этапа строительства объекта, то есть реконструкция сооружений биологической очистки, не позволит достичь целевого показателя по снижению доли загрязненных сточных вод, отводимых в Волгу. Именно поэтому необходимо реализовать мероприятия второго и третьего этапов проекта, которые предусматривают реконструкцию сооружений механической очистки. Общая стоимость работ в рамках этих этапов составляет 4,767 млрд рублей. Проектно-сметная документация уже разработана, получены положительные заключения экспертизы, прорабатывается вопрос определения источников финансирования.
— В Марий Эл расположен завод, выпускавший продукцию для Schneider Electric, и теперь работающий под брендом Systeme Electric. Обсуждали новые управленцы с властями республики свои планы по развитию этого актива? Два года назад прежние владельцы планировали вложить в это производство 20 млн евро. Какие планы у этой площадки сейчас?
— Schneider Electric до 2026 года планировала инвестировать в развитие ООО «Потенциал» 20 млн евро. Смена собственника (Systemе Electric) на планы развития предприятия не повлияла. Инвестиции направляются на реконструкцию и модернизацию производственных помещений и совершенствование технологического процесса. В 2023 году на указанные цели планируется направить свыше 0,5 млрд рублей.
— В пищепроме Марий Эл традиционно заметное место занимает производство сыров. Особенное внимание потребителя привлекает редкое для РФ производство продуктов из козьего молока агрохолдинга «Лукоз». Как чувствует себя этот холдинг в новых экономических условиях? Как вы оцениваете в целом работу республиканского пищепрома и АПК?
— Да, в республике есть уникальный в своем роде агрохолдинг «Лукоз», в состав которого входят ООО СХП «Лукоз» и ЗАО «Сернурский сырзавод».
На сегодняшний день «Лукоз» произвел более 800 тонн козьего молока, без малого 100 тонн овечьего молока. Весь объем козьего и овечьего молока перерабатывается на «Сернурском сырзаводе». Ассортимент выпускаемой продукции превышает 300 наименований. Продукция «Лукоз» поставляется по всей России, в том числе в Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Ленинградскую, Московскую, Самарскую, Саратовскую, Нижегородскую и Архангельскую области, в Татарстан и Чувашию. По итогам всероссийского конкурса региональных брендов «Вкусы России» сыр «Сернурская легенда» вошел в топ-10 региональных брендов РФ.
АПК республики в целом показывает положительную динамику развития. По оценке, за 11 месяцев 2022 года произведено продукции сельского хозяйства на сумму более 55 млрд рублей, это на 4,3% больше, чем годом ранее, отгружено пищевой продукции на 58 млрд рублей (рост на 1%).
Отмечу, что республика полностью обеспечивает себя основными продуктами питания. Так, уровень самообеспеченности по мясу составляет 444%, по картофелю — 131%, яйцу — 129%, по овощам — 115% и по молоку — 102%.
Предприятия АПК активно осваивают новые рынки, наращивают объемы производства и реализации продукции. География поставок — более чем 70 регионов страны, и она постоянно расширяется. Активно расширяется сеть собственной фирменной торговли, которая насчитывает 1,556 тыс. торговых точек, в том числе 1,153 тыс. — за пределами республики.
Высокое качество продукции Марий Эл отмечено на российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2022», где наши предприятия завоевали 20 золотых, 2 серебряные и 2 бронзовые медали. Республика была удостоена диплома «За активное участие в работе выставки «Золотая осень — 2022» и получила гран-при «За вклад в развитие выставки».
— В минувшем году в Марий Эл началась программа по модернизации школьных систем образования, предусматривающая капремонты, оснащение современной техникой и пособиями, а также повышение квалификации педагогов. Изначально планировался ремонт шести школ в 2022 году и двух школ в 2023 году. Но республика, как известно, стала оперативно готовить документы, чтобы получить дополнительные средства из федерального бюджета. Что удалось по этой программе в 2022 году и чего ожидаете в 2023?
— Программы по модернизации школьных систем образования для республики особенно важна, так как у нас функционирует много сельских школ, и качественный ремонт сделает их настоящим центром притяжения для всех сельских жителей.
Первый этап программы завершен успешно. Мы смогли показать детям те возможности, которые им открываются: новый спортивный зал, новые кабинеты, классы, современное оборудование, мебель. После замены оконных блоков, ремонта кровель, сетей теплоснабжения, утепления фасадов получился положительный экономический эффект — в школах снизилось потребление тепловой энергии.
При проведении капитального ремонта учитываются пожелания учителей, учеников и родителей. Решения по обновлению школ выносятся на обсуждение с родительским сообществом и учениками, и они вносят свои предложения по дизайнерскому оформлению кабинетов.
В рамках программы реализуются не только ремонтные работы (а это, к слову, масштабные и самые разные виды работ: замена входных групп, электрики, полов и сантехники, ремонт потолков, лестниц, систем отопления, кровель), но и обновление инфраструктуры, учебных пособий и повышение квалификации педагогов.
В 2023 году программа будет продолжена: в 10 муниципальных образованиях будут отремонтированы 13 общеобразовательных организаций, на эти цели выделяется 846 млн рублей. Для оснащения средствами обучения и воспитания каждой школе выделяется от 6,6 до 8,3 млн рублей.
— О замке Шереметевых в селе Юрино на Волге хотелось бы поговорить подробнее, потому что это действительно штучный туристический объект. В беседе с президентом вы оценили финансирование в 2 млрд рублей (изготовление проектно-сметной документации, экспертизы и проведения полной реставрации замкового комплекса). Дело сдвинулось с места?
Мы знаем, что дороги в Юрино строятся по нацпроекту, «Валдай» пустили по Волге из Нижнего Новгорода, количество туристов прибывает. Но что происходит с самим замком?
Там и окрестности великолепны, берег Волги, недалеко слияние Волги с Ветлугой. Планируется ли гостиница, прочая туристическая инфраструктура?
— В октябре 2022 года состоялась встреча с министром культуры Российской Федерации Ольгой Любимовой, после нее мы представили в министерство концепцию развития усадьбы Шереметевых. Ждем ответной реакции.
Сейчас прорабатываются механизмы и возможности включения усадьбы Шереметевых в федеральные программы. Одним из ключевых вопросов является разработка проектной документации на реставрацию замка. А пока, в 2023 году в рамках республиканской программы в усадьбе начнется реставрация ледника, который в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии.
Кроме того, для повышения качества обслуживания туристов и гостей региона в Юрино планируется создать транспортно-пересадочный узел (река-авто). Речь идет о строительстве пассажирского причала, подъездной дороги к нему и автостанции.
— Было обещано, что первый пассажирский причал для речных судов в Марий Эл начнет работу в навигацию 2023 года в Козьмодемьянске. Что еще хочет и может показать республика гостям помимо замка Шереметева и Козьмодемьянска? Какие еще построите причалы? Будет ли у региона свой туристический флот?
— Строительство причала в Козьмодемьянске осуществляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов, стоимость объекта — 302 млн рублей. Сооружение будет состоять из причальной стенки, двух открылков, открытого павильона, надземного пешеходного перехода и акватории с водными подходами. Надземный пешеходный переход позволит безопасно и комфортно осуществлять переход между причалом и верхним уровнем береговой линии. Причал, акватория и водные подходы предназначены для стоянки, обработки и обслуживания пассажирских речных судов. Перспективный пассажирооборот может составить более 200 пассажиров в сутки.
Строительство пассажирского терминала и пассажирского причала идет без отставаний, завершить работы планируется в ноябре 2023 года.
Участие республики в проекте «Великий Волжский путь» показало необходимость развития водных пассажирских перевозок и инфраструктуры водного транспорта. В планах — проектирование и строительство грузо-пассажирского причала «Йошкар-Ола» в селе Кокшайск, уже упомянутого пассажирского причала в Юрино и пассажирского причала с подъездной дорогой в Волжске. Кроме того, запланировано приобретение речных судов «Метеор-1» и «Валдай-2» и проведение работ по берегоукреплению Волги в Звенигово, где также планируется построить пассажирский причал.