О судьбе Волги говорили в Марий Эл прокуроры ПФО

О спасении великой реки Волги говорили сегодня в Йошкар-Оле руководители прокуратур ПФО, собравшиеся на межрегиональный форум.

Йошкар-Ола, 25 октября. О спасении великой реки Волги говорили сегодня в Йошкар-Оле руководители прокуратур ПФО, собравшиеся на межрегиональный форум.

Сегодня, 25 октября в Антикризисном центр Республики Марий Эл прошел Открытый межрегиональный форум прокуратур Приволжского федерального округа и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

 

Обсуждалась актуальная тема по обеспечению законности в сфере охраны вод, сохранению экологического благополучия водных объектов, входящих в бассейн реки Волга на территории Приволжского федерального округа.

Участниками представительного собрания стали заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Зайцев, Глава Республики Марий Эл Александр Евстифеев, волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов и др. Именно эти три главных действующих лица перед началом форума дали пресс-конференцию.

Было отмечено, что к природоохранной деятельности сейчас в России приковано пристальное внимание. Неслучайно по инициативе Владимира Путина 2017 год был объявлен Годом экологии в России.

При этом одной из самых острых экологических проблем для Марий Эл является негативное влияние на экосистему региона со стороны Чебоксарского водохранилища. При этом сейчас всё настойчивее звучат голоса о необходимости подъема уровня воды в этом искусственном «море» с нынешних 63 до проектных 68 метров.

— Если это произойдет, ни одного позитивного результата для Марий Эл не последует, — озвучил свое отношение к болезненной теме Александр Евстифеев. — Тарифы на электроэнергию для республики снижены не будут, поэтому экономической выгоды для нас нет. Но при этом возникает ряд серьезных экологических проблем, в частности берегоукрепление и верхний уровень воды уже сейчас не корреспондируют друг друга.

По этой причине, как рассказал Глава, вода в Волге уже сейчас подмывает грунт, на котором и держатся берега водохранилища. Кроме того, если поднять уровень воды, затопление коснется трех районов Марий Эл, под воду уйдут полностью или частично 15 населенных пунктов, возникнет серьезный ущерб животному миру и т.д.

— Я бы отметил ещё и то, что Марий Эл — национальная республика, — подчеркнул Глава региона. — И наши жители критически относятся к затоплению земель, исконно принадлежащих марийцам. Мы провели социсследование, опросив 10 тысяч человек, и 100% опрошенных оказались категорически против повышения уровня воды. Позиция правительства Марий Эл по этому вопросу полностью совпадает с позицией населения.

Сергей Зайцев, открывая форум и говоря о ситуации вокруг Волги, отметил ряд тревожных моментов. Так, после появления на Волге целого каскада ГЭС на реке образовались застойные водоемы, в результате, способность реки к самоочищению сегодня по сути, потеряна. Более того, ситуацию усугубляют ещё и загрязняющие сбросы от предприятий. Самые злейшие загрязнители этой водной артерии — предприятия ЖКХ и целлюлозно-бумажные комбинаты. В случае с Марий Эл это йошкар-олинский «Водоканал» и Марбумкомбинат в Волжске.

 

 

Понимая всю серьезность проблемы, федеральный бюджет вкладывает сейчас очень серьезные деньги в её решение. В проект по спасению Волги заложены 9 млрд рублей! Так, в Марий Эл уже почти миллиард рублей вложен в строительство современных очистных сооружений на Марбумкомбинате. Как видите, дело это очень и очень затратное, и без федерального центра республика проблему, конечно же, не решила бы.

Другая актуальная тема — подъем затонувших судов со дна Волги, которые также негативно влияют на качество воды. Сейчас на дне великой русской реки лежат почти 500 судов, 200 из них — на территории ПФО. Сложнее всего ситуация в Татарии и Нижегородской области, на которые приходится больше всего судов-«утопленников». Проблема в том, что почти все они — бесхозные, и претензии предъявить просто не к кому.

Но в Прокуратуре России наработали практику — признавать эти суда загрязняющим акваторию реки мусором. Уже есть восемь судебных решений, всего же за эти годы по инициативе прокуратуры было поднято со дна почти две тысячи затопленных судов.

Марий Эл вносит небольшую толику в эту проблему — у нас на дне Волги лежат семь судов. Волжский прокурор заверил, что уже в начале следующего года пять из этих «утопленников» будут подняты. Работа ведется совместно с Русским географическим обществом — водолазы вначале тщательно изучают каждое затонувшее судно.

 

Другая беда — наглость нуворишей, которые считают себя хозяевами не только жизни, но, видимо, и природы. Вдоль водоемов — а это природоохранная зона! — этими господами часто строятся личные коттеджи. И это не просто захват государственной земли, простым смертным таким образом отрезается доступ к рекам и озерам, которые вообще-то являются нашим общим достоянием.

Прокуроры ведут борьбу и с этим явлением: в 2017-18 годах в ПФО было снесено 207 сооружений, незаконно построенных у воды. Пожалуй, самый вопиющий случай произошел в Саратовской области, где лакомый участок у воды чиновники отдали в аренду… за 75 рублей! Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело.

Словом, сейчас в ПФО и в целом в России ведется серьезная работа в рамках защиты природоохранного законодательства в волжском бассейне, битва за Волгу объявлена по всем фронтам.