На Всемирном фестивале молодежи в «Сириусе», инциированном Президентом РФ, эксперты раскрыли предпочтения зрителей относительно сериалов и фильмов.
В 2024 году индустрия будет опираться на доминирующие в обществе культурные тренды: учёт интересов молодого поколения, экранизация популярной литературы и запрос на «волшебство» и национальную самоидентификацию. Об этом сообщили участники панельной дискуссии «Тренды многонациональной киноиндустрии. Что будет в топе 2024?». Мероприятие прошло в рамках «Медиапотока», организованного Минобрнауки России, ГК «Росатом» и АНО «Диалог».
Обсуждая предпочтения молодежи относительно отечественного кино и сериалов, генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак представил результаты опроса, проведенного социологическим агентством «Вебер». В нем приняли участие несколько тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет.
«Сериалы стали неотъемлемой частью жизни для почти половины молодых людей в России: так, 45% из них любят сериалы и смотрят их раз в неделю и чаще, а 59% в принципе смотрят отечественную сериальную продукцию. В то же время 95% опрошенных признались, что предпочитают смотреть зарубежные сериалы, и это определенный вызов», — отметил Владимир Табак.
Согласно данным «Вебер», более половины опрошенных отметили улучшение качества отечественных сериалов за последние два года. Особенно они выделили прогресс в качестве съемки и визуальных эффектов, разработке сюжета и актерской игре. В топ-3 жанров, наиболее успешных среди российской молодежи, оказались военные драмы, криминал и комедии.
На рост качества актерской игры в российских проектах обратил внимание генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский:
«Качество картинки достигается работой над технологическим процессом и бюджетами, а актерскую игру невозможно компенсировать деньгами. За последние несколько лет мы увидели новое поколение российских артистов, которые снимаются в новых нашумевших проектах и для которых это первая, вторая роль в карьере, и это очень здорово».
Заместитель генерального продюсера, руководитель отдела детского и юношеского кино онлайн-кинотеатра «Okko» Светлана Сонина прокомментировала результаты исследования, отметив стремительный рост российского кинопроизводства:
«Это беспрецедентный рост, которого не было за все время нигде в мире. И в этом росте ключевую роль сыграли лицензированные платформы, которые стали вкладывать большее количество средств на рекламу и маркетинг, чем производители сериальных шоу для ТВ-каналов. При этом и сами отечественные сериалы сегодня стали большим искусством».
Писатель и публицист Александр Цыпкин подчеркнул, что несмотря на более скромные бюджеты по сравнению с голливудскими, российские фильмы сохраняют высокое качество.
Отдельным трендом в индустрии, по мнению Александра Цыпкина, стала экранизация литературных произведений, где кинематографисты обращаются к книгам с небольшим тиражом, но интересными идеями.
Говоря о том, кто определяет тренды в индустрии сегодня и будет их диктовать в дальнейшем, мнения экспертов разошлись. По словам Владимира Табака, этим займутся продюсеры, а по мнению Александра Цыпкина – сами зрители. Светлана Сонина отметила роль запроса «на волшебство и наш культурный код» в формировании трендов, в Алексей Гореславский раскрыл секрет всех продюсеров: «Сам сформулируй будущий тренд, сними про это кино и потом объяви это трендом».