В один из пасмурных октябрьских дней мы с моим коллегой фотографом Дмитрием Гусевым отправились по заданию редакции исследовать культурологический пласт города Йошкар-Олы, а именно его татарский срез.
Оказавшись в одном из дальних микрорайонов Йошкар-Олы – на Ремзаводе, мы направились к местной исторической достопримечательности – бывшему Дому культуры «Колос», принадлежавшему в 80-е годы XX века ремонтному заводу. Именно здесь уже много лет располагается Республиканский центр татарской культуры Марий Эл. Трудно сказать при первом взгляде на двухэтажное старое задние на улице Мира, дом 28, что именно здесь находится республиканское сердце татарской культуры.
Не смотря на ранее время центр жил полной творческой жизнью, как впоследствии выяснилось, основная часть занятий начинается во второй половине дня, а на наших часах еще не было и 10 утра. Второй этаж центра щедро украшен коллекцией картин и больших художественных фотографий пейзажей. Ильгис Зайнулгарабович принял нас в своем кабинете с радушием и гостеприимством, которые так присущи восточным народам.
Из разрухи 90-х к культурному центру
Наш разговор начался с вопроса об истории появления Центра в Республике Марий Эл. Как оказалось, исторической основой Центра считается появление общественной организации «Туган тел», что с татарского языка переводится, как «родной язык». Далее по инициативе татарской общественности и решением Правительства Республики Марий Эл был создан Республиканский центр татарской культуры. По началу организация появилась в Параньгинском районе республики в 1977 году. Впоследствии возникла необходимость перевода татарского центра в г. Йошкар-Ола. Именно тогда в Марий Эл был основан Центр татарской культуры, которому выделили здание дома культуры ремонтного завода. В 90-е годы организация испытывала те же тяготы, что и вся страна: недостаточное финансирование, нежелание квалифицированных преподавателей работать за чрезмерно низкие зарплаты и безучастность местных властей. Все это поставило центр перед угрозой полного закрытия, а в наследство нынешнему директору достались полуразрушенные помещения, совершенно не пригодные для творческой деятельности центра.
Ильгис Зайнулгарабович не без гордости вспоминает, как по крупицам, благодаря поддержке Правительства Республики Марий Эл, Министерства культуры, печати и по делам национальностей республики Марий Эл и отзывчивости владельцев крупных и малых предприятий и фирм, руководителей татарской национальности, живущих в регионе, смогли изыскать средства на ремонт Центра. Что касается внешнего вида ДК «Колос», то сегодня проект капитального ремонта фасада уже готов, и возможно, в скором времени оно будет реконструировано.
«Мы очень надеемся на это, но говорить о капитальном ремонте и надстройки 3-го этажа еще рановато. Впереди прохождение через множество различных инстанций, которые проверяют документы и отправляют их нам обратно на доработку», — добавляет Ильгис Зайнулгарабович.
За шесть лет руководства Гайсина Центр возобновил свою деятельность, и сегодня его посещают более 200 детей разных национальностей. Два народных коллектива: образцовый самодеятельный ансамбль татарского танца «Булгар» и самодеятельный народный коллектив вокальная студия «Сандугач». Фольклорные коллективы «Райхан» и «Яшлегем хэтирэсэ», ансамбль гусляров, вокальная студия «Наслаждение», и т.д. С успехом осуществляет свою деятельность литературный клуб «Шигърият дулкыннары» Здесь трудятся около двадцати различных кружков и направлений, в том числе занятия по вокалу и хореографии, игре на народных инструментах. Также в Центре функционирует полноценный спортивный зал и хорошо оборудованный актовый зал на 300 мест со всей необходимой для проведения больших концертов аппаратурой. Сегодня в центре занимаются народным творчеством как трехлетние дети, так и те, кому уже за 70.
«Мы стремимся сохранить самобытность нашего народа»
«Будучи второй нацией по численности в России и третьими в Республике Марий Эл, мы стремимся сохранить самобытность нашего народа, заложенную предками с давних времен. Особенно нас тревожит проблема сохранения языка, который постепенно теряет свою исконную частоту, появляется много современных заимствований и выражений. Во многом эта проблема образовательного процесса, когда обучение родному языку превращается в факультативную форму. Если ребенка не обучать основам татарского языка с ранних лет, еще с детского сада, и если этого предмета не будет в школе, то, конечно, в будущем мы уже не услышим о современных национальных поэтах или писателях. Я не говорю про бытовое общение в кругу семьи, я имею в виду культуру речи. Мы должны признать, что все-таки такая проблема существует и частично она решается с помощью вовлечения молодежи в различные мероприятия, где они могут свободно и интересно общаться друг с другом», — говорит Гайсин.
Он отмечает большой интерес и к языку, и к национальным традициям у молодежи. В Центре создают условия для общения на родном языке, ведь зачастую интерес ребят к истории возникает в процессе подготовки и участия в различных фестивалях, конкурсах и соревнованиях, а в таких мероприятиях, как конкурс чтецов по произведениям великих татарских поэтов, охотно участвуют и взрослые.
«Стараемся всеми силами заинтересовать школьников изучать историю своего народа. Лучшие коллективы едут на межрегиональные или Всероссийские конкурсы, где они общаются со своими сверстниками, обмениваются опытом и проникаются национальными идеями», — продолжает директор Центра. – Коллективы Республиканского центра татарской культуры ездят по всей стране и везде успешно представляют наш Марийский край».
Бизнес отрывается от корней
Главная из тех проблем, которые сегодня стоят перед организацией, напрямую касается сохранения национальных традиций среди татарской молодежи. В частности, РЦТК относится к Минкультуре Марий Эл, но выделяемых средств из бюджета как всегда не хватает. К примеру, средняя стоимость концертного баяна составляет более 400 тысяч рублей, а для создания полноценного и профессионального народного ансамбля требуется пять или даже больше инструментов. Но по всему видно, что говорить о проблемах и жаловаться Гайсин не привык. В случаях нехватки средств, Центр старается найти частных спонсоров – представителей крупных предприятий, бизнесменов татарской национальности. Многие помогают: участвуют в отправке артистов на конкурсы и фестивали, приобретают для них костюмы и музыкальные инструменты, покупают недорогую мебель в классы или выделяют строительный материал для ремонта студий и залов.
Однако, отмечает с горечью Гайсин, таких людей остается все меньше. Молодое и не воспитанное в традициях поколение приходит на руководящие должности, потеряв тягу к вечным ценностям, променяв их на модные тренды западноевропейских культур. Такие стараются, как говорит Ильгис Зайнулгарабович «отнекиваться», не испытывая совершенно никакого интереса к проблемам национального единства и взаимовыручки.
«Честно признаться, в нашей сфере культуры зарплаты, мягко сказать, небольшие. Но, благодаря политике, проводимой правительством республики и министерством культуры сегодня у нас сложился достаточно сильный и профессиональный коллектив сотрудников. Преподаватели по вокалу, хореографии, специальности (музыкальные инструменты), которые работают в Центре — квалифицированные и опытные педагоги со специальным образованием. Подтверждением этому являются занимаемые нашими воспитанниками многочисленные призовые места на различных Всероссийских конкурсах и соревнованиях. Повторюсь, сейчас у нас появились хорошие условия для работы. Мы имеем собственные хореографические залы, большую концертную площадку на 300 мест, три вокальные студии, отремонтированные раздевалки и душевые, студию звукозаписи, оборудованный спортивный зал, где проходят тренировки по различным видам единоборств. Большинство педагогов и руководителей кружков — выпускники Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С.Палантая, получившие затем высшее образование в Казанском государственном институте культуры», — рассказывает Гайсин.
Также отмечено, что татарский центр очень активно участвует в различных грантовых проектах, которые в последствии с успехом реализуются.
«Жертвами вербовки часто становятся молодые люди, имеющие искаженное представление об Исламе»
У той или иной национальности, проживающей на территории России, существуют определенные культурные традиции и приверженность к конкретным религиозным конфессиям. Для татар – это традиционно Ислам. В связи с ситуацией в Сирии федеральные СМИ все чаще информируют население России о нахождении на территории нашей страны вербовщиков группировки «Исламское государство». Напомним, ИГ признана в Российской Федерации экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена. Известно, также что жертвами вербовки часто становятся молодые люди, имеющие искаженное представление об Исламе. Центр тесно сотрудничает с Региональным Духовным Управлением мусульман Марий Эл. Многие мероприятия Центра проводятся совместно с духовенством.
«Нами был проведен круглый стол совместно со всеми имамами нашей республики. На этой встрече также присутствовали ведущие исламоведы Татарстана. Одной из главных тем встречи стал вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи. Мы пришли к единому мнению, что сегодня нельзя отделять религию от культуры. Работа должна вестись именно в этом направлении», — подчеркнул Гайсин.
«Работа ведется не только с татарской молодежью, но и с представителями других национальностей, что, повторюсь, позволяет воспитывать в молодом поколении не просто терпимость или толерантность, а глубокий и живой интерес к народам, живущим на марийской земле. Мы воспитываем ребят, даем им правильное, традиционное представление об Исламе», — заключает руководитель.
«Гордиться своей национальностью – это нормально»
Вспоминаю историю с одним моим знакомым, который с недавнего времени живет в Лос-Анджелесе. На его странице в социальной сети я увидел фотографию, на которой он стоит в футболке с надписью «Я татарин» и указывает при этом пальцем в небо. В связи с этим решил задать Гайсину вопрос о том, что он думает о бытующем мнении горделивости отношения Татар к своему происхождению.
«Единственное, что невозможно насильно отнять у человека – это его национальность, его веру и происхождение», — ответил Ильгис Зайнулгарабович. Он считает, что гордиться своей национальностью и своими корнями вполне нормальное явление. — «Лично я очень горжусь своим происхождением и тем, что я татарин. Поэтому никогда не стеснялся разговаривать на своем родном языке. Во времена моей молодости, мы даже не знали, что существует такая проблема межнациональных отношений или вражды по национальному признаку. На мой взгляд, сегодня среди молодежи модно изучать свою родословную. Могу часами разговаривать о своих прадедах, знаю историю своей семьи до седьмого колена. У татар так принято, что отец отвечает за поступки своего сына. Например, если в школе татарский ребенок разбил окно, то говорят, в первую очередь, что окно разбил сын, например, Ильгиса. Это с ранних лет возлагает на наших детей большую ответственность даже за небольшие проступки. Уверен, что эти традиционные принципы жизни татарского народа особенно полезны для молодежи сегодня».
Продолжая о корнях…
Говоря о корнях, Ильгис Зайнулгарабович рассказал, что его отец родился в деревне Портянур Параньгинского района Марий Эл. Участвовал в Великой Отечественной войне и в связи с ранением был демобилизован. После войны переехал в поселок Октябрьский Моркинского района на лесоразработки. Будучи старшим сыном в семье, и еще не женатым, через некоторое время он забрал своих родных. Его мать также родилась в Марий Эл, в деревне Алашайке. В молодости ее отец бежал из этих мест, скрываясь от репрессии и раскулачивания, в город Киров и работал там дорожным мастером. Впоследствии глава семьи перевез своих в Уржум. А отец Ильгиса ездил в Кировскую область на ярмарку. Именно там встретились родители Гайсина, а поселились позднее в Октябрьском.
«В этом поселке я закончил восемь классов, после поступил в Йошкар-Олинский строительный техникум. Как полагается, отслужил в армии. Закончил учебу в марийском политехническом институте. В 26 лет я женился. Сегодня моя жена управляет небольшим ресторанным бизнесом», — продолжил Гайсин. — У нас две прекрасные дочери, которые в силу своего возраста не нуждаются в особенной родительской опеке, так как одна из них уже за мужем, а вторая только получила высшее образование, но уже работает».
Экскурсия по центру
Мы побывали практически во всех кабинетах и залах Центра в ходе экскурсии, устроенной нам руководителем, посетили хоровые и хореографические студии, заглянули за занавес в концертном зале, там же обсудили светотехническое оборудование, которое, несмотря на свой презентабельный вид, устарело в профессиональном плане. Не забыли проведать бухгалтерский отдел организации и даже познакомились с режиссерами, которые были очень заняты составлением сценария к предстоящему концерту. Завершающим этапом нашей прогулки по Центру стало чаепитие в гостевой комнате. Волшебство убранства небольшого, но очень уютного помещения, поражало. Несколько ковров, с национальными рисунками, покрывали лишь небольшую часть стен комнаты, но при этом придавали ей особенный колорит национальной атмосферы. Да, это была самая настоящая татарская гостевая комната, в которую не стыдно привести путника, дать ему отдохнуть с дороги и обязательно напоить чаем, вприкуску с восточными сладостями. Именно так все и получилось, пока мы с фотографом Дмитрием усаживались за стол, на нем появились конфеты, печенье и, конечно же, традиционная татарская сладость – чак-чак.
«Многого нам не надо!»
Напоследок Гайсин рассказал нам о своих мечтах, а вернее даже планах и задачах, которые стоят перед ним и перед вверенной ему организацией.
«Многого нам не надо! Достаточно закончить ремонт, обновить фасад здания, привести в порядок территорию и поставить памятник основателю татарского языка Габдулле Тукаю, в общем, чтобы это было красивое представительство татарской культуры в Марий Эл. Если говорить о мечте, то Центру сегодня необходим большой комфортабельный автобус. Благодаря поддержке наших коллег из Татарстана нам подарили небольшой микроавтобус Ford Transit, но его нам уже не хватает. Наши народные инструментальные и вокальные коллективы растут, и нам тяжело ездить на конкурсы в другие регионы. Собираясь на подобные мероприятия, мы полностью зависим от места в транспорте, зачастую сокращая количество участников наших ансамблей. Еще мне хочется, чтобы поскорее закончился кризис и, все-таки, в нашей сфере не произошла так называемая оптимизация, ссылаясь на которую некоторые деятели министерства культуры вынашивают идею о возможности слияния всех национальных центров в одну, а мы превратимся лишь в небольшое отделение. Меня это беспокоит сегодня больше всего. Я надеюсь, что министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл не допустит подобных слияний. Он человек высокопрофессиональный и прекрасно знает, что современная межнациональная политика предполагает очень тесное взаимодействие с населением, а это на сегодняшний день плодотворно и с успехом осуществляет наш Центр».
Текст Ивана Смирнова. Фото Дмитрия Гусева.