Во все времена пища была рядом с человечеством. Еда восхищает, вдохновляет и даёт силы.
Говоря о марийской национальной кухне, мы всегда может назвать блюда, которые являются неотъемлемой частью культуры народа мари. Это коман мелна (многослойные блины), сокта (кровяная колбаса) и, конечно, подкоголи.
На деревню бабушке
Детские годы людей, которые появились на свет в XX веке, прошло в деревне. Многие родились в посёлках, сёлах и деревеньках, а уже потом переехали в город. Даже городские девчонки и мальчишки ездили на всё лето к бабушке и дедушке.
В четверг, 22 апреля, одно из заведений общепита захватила атмосфера настоящей марийской деревни. В такой колоритной обстановке состоялась торжественная презентация нового национального бренда.
Теперь на гастрономической карте Марий Эл помимо Горномарийского кравеца и сыра «Сернурская легенда» есть Марийский подкоголь.
Уникальное самобытное блюдо
Основатель заведения, глава республиканского представительства федерации рестораторов и отельеров Иван Антропов вспоминает, что процедура патента началась в 2018 году.
По его словам, теперь официально доказано, что подкоголь является национальным блюдом.
«Оно отличается от таких своих «собратьев», как пельмени, вареники, хинкали и манты. Подкоголь – это мучное изделие с начинкой, отличающееся от перечисленных блюд», — объясняет предприниматель.
Помощь в трудоёмкой работе оказали научные сотрудники Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории имени Васильева, которые подготовили историческую справку.
«Хочу выразить слова благодарности его директору Евгению Кузьмину. Они провели большую работу, создавая историческую справку. Конечно, большой вклад принадлежит сенатору от Марий Эл Константину Косачеву. Под его чутким руководством мы добились успеха», — добавляет ресторатор.
Кроме того, в масштабном работе участвовали и сотрудники Торгово-Технологического колледжа Йошкар-Олы, которые проанализировали марийское блюдо с точки зрения технологии приготовления.
Иван Антропов уверен, что марийский подкоголь в качестве национального бренда сможет стать импульсом для развития гастрономического туризма.
Национальные бренды
Сегодня в Марий Эл существует четыре официальных бренда: Горномарийский кравец, гусли, сыр «Сернурская легенда» и Марийский подкоголь.
Первый заместитель Председателя Правительства республики Михаил Васютин рассказывает, что работа над созданием национальных брендов началась в 2018 году.
«Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко поставила задачу перед всеми российскими субъектами зарегистрировать товарные знаки по наименованиям их места происхождения», — отмечает Михаил Васютин.
По его словам, за очень короткий срок, за два с половиной года, республика зарегистрировала четыре товарных знака.
«Они очень яркие, интересные и уникальные. Особенно мы это почувствовали, когда организовали презентацию марийских брендов на фестивале в Волжске. Они привлекли широкий круг людей, которые раньше не представляли, что наши товарные знаки представляют такой интерес. Второе признание, что мы оказались на верном пути, это приезд гостей из Самары», — заявляет Михаил Зиновьевич.
Кроме того, первый зампред регионального Правительства отмечает, что деятельность в данном направлении будет продолжена. Марийский край богат различными культурными событиями, музыкальными инструментами и, бесспорно, уникальными уголками природы.
Марийский подкоголь станет «магнитом» для туристов
Яркое кулинарное событие также посетил известный российский шеф-повар и телеведущий Илья Лазерсон. Йошкар-Ола не в первый раз принимает именитого мастера. Так, три года назад он уже гостил в марийской столице.
Во время презентации марийского подкоголя нам удалось встретиться со знаменитым шеф-поваров, который рассказал, в чём состоит «изюминка» традиционного блюда народа мари.
«Его уникальность, по моим оценкам, в форме – в виде теста. Дело в том, что изделия, которые комбинируются с тестом, т.е. когда что-то находится в оболочке из теста, есть практически у всех народов.
Пельмени родом из Китая, поэтому данное блюдо популярно в Сибири, а затем, вероятно, они перешли в другие народы. В Италии – это равиоли, в Грузии – это хинкали, в Средней Азии – манты. Что-то варится на пару, что-то на воде», — говорит Илья Лазерсон.
Признанный мастер согласен, что национальный бренд может способствовать развитию гастрономического туризма и туризма в целом. Получается так, что, когда региону или стране удаётся закрепить за собой тот или иной бренд, то происходит привязка к месту производства.
«Во Франции это называет appellation (апелласьон – это наименования, контролируемые по месту происхождения – прим.ред.)». Там очень много вин, которые имеют привязку к место производству. Конечно, ряд сыров имеет апелласьон.
В нашей стране тоже возникла группа энтузиастов, которые сказали: «У нас в стране есть уникальные региональные продукты, которые делаются только здесь», — объясняет шеф-повар.
Кстати, из-за того, что вовремя не была пройдена такая процедура, страна «лишилась» вологодского масла, которое теперь также производят и в Финляндии, и в Новой Зеландии.
«Когда есть символы, то туристы лучше едут, потому что это официальный символ. Например, как буйабес – символ Марселя», — уточняет Илья Исаакович.
Таким образом, регистрация марийского подкоголя определённо увеличит количество гостей в Марий Эл.