Перестаньте пылесосить кошку или как успевать больше

Как все успеть? Вопрос, который волнует и серьезных бизнесменов, и наемных специалистов, и тех, кто работает из дома. Оставим за скобками ответ «никак» и попробуем разобраться в проблеме.

С этим нам поможем эксперт в сфере управления, специалист по тайм-менеджменту Виктория Шухат.

Если вы уверены, что дело не в лени (о способах ее приручения мы говорили в прошлый раз), а времени все равно ни на что не хватает, возможно, виной всему коварные хронофаги.

Это все те бесполезные занятия, на которые мы то и дело отвлекаемся (порой даже не замечая) вместо того, чтобы делать важные дела.

5 минут на поболтать с коллегой, 15 минут на обсуждение с подругой последних сплетен, совещание, на котором не было ваших вопросов, но вас позвали за компанию, скролинг соцсетей или просмотр очередного забавного видео, чтобы переключиться…

Вот уже и день прошел, вы устали, а запланированное так и осталось в планинге без заветной зеленой галочки «сделано».

У писателей существует термин «пылесосить кошку». Он подразумевает «неотложные дела», которыми занимаются люди вместо решения насущных задач. Чтобы избавиться от зловредных пожирателей времени, давайте для начала выясним, каких кошек «пылесосите» лично вы.

🌪Имитация бурной деятельности, или непродуктивная деятельность: социальные сети, сёрфинг в интернете, развлекательные статьи, подкасты. Все эти в общем-то позитивные занятия превращаются в хронофаги, если заниматься ими в ущерб более важным делам.

🧍‍♀️🧍‍♂️Люди-хронофаги: те, кто постоянно отвлекают нас на бесполезные беседы, сплетни, обсуждение вещей, не имеющих отношения к работе.

⚡️Форс-мажоры: случайные события, на которые мы не можем или почти не можем повлиять. То, что случилось внезапно, и отвлекло нас от запланированных дел.

😢Внутренние обстоятельства: апатия, потеря мотивации, лень, стресс, плохое самочувствие, снижение внимания, отвращение к работе.

Плохая организация труда: проблемы, связанные с ошибками в тайм-менеджменте, неправильное планирование и т.д.

Проще и эффективнее выявлять личных хронофагов одним из трех методов (выбирайте тот, который ближе вам):

🗂️Анализ: составьте таблицу, куда в течение недели записывайте хронофаги (каждый в свой раздел). Проведите анализ тех, с которыми вы чаще всего сталкиваетесь.

📝Ретроспектива: вспомните прошедший день с самого утра, перебирая событие за событием. В каких ситуациях вы теряли время? Почему?

⏱️ Хронометраж: это самый эффективный, но самый трудозатратный способ. Нужно в течение 3–7 дней записывать не только все свои занятия, но и их продолжительность.

Выявили всех «поглотителей» времени? Смело приступайте к их уничтожению! С каждым из 5 видов хронофагов бороться лучше своими методами.

📌Если время у вас «ворует» имитация бурной деятельности, воспользуйтесь формулой: «Не можешь задушить – обними, не можешь запретить – возглавь!» Запланируйте для себя время, когда вы будете сидеть в соцсетях, решать скандворд, читать журнал об автомобилях. Вы не откажете себе в радостях, но получите их в отведенное вами же время. Бесполезно говорить себе: «Я больше никогда не буду тратить время на эту ерунду». Вам нужна эта психологическая разрядка. Но в свое время.

🚷Если ваше время «пожирают» чрезмерно общительные коллеги, руководители, клиенты, составьте список этих людей. Увидев на горизонте человека из этого списка, не стоит говорить ему: «Изыди, хронофаг!» Лучше вежливо и доброжелательно завершить беседу под благовидным предлогом. Очень скоро он найдет другого слушателя, а вы сохраните хорошие отношения и вовремя закончите запланированную работу.

📭Когда ежедневно ваши планы рушат форс-мажоры, стоит задуматься, правильно ли в вашей компании или учреждении организованы процессы. Следующий вопрос: надо ли вам работать в этой организации и постоянно чувствовать себя, как на пороховой бочке? Если уходить не хочется, заведите полезную привычку: оставляйте в графике время на непредвиденные обстоятельства.

🕹️ Если проблема у вас внутри – апатия, отвращение к работе, упадок сил – требуются перемены. Ваше состояние – это сигнал организма, который нужно правильно прочитать. Возможно, вы устали и вам жизненно необходим отпуск, а, возможно, дело в профессиональном выгорании – предтечи депрессии и серьезных проблем со здоровьем (об этом мы подробно поговорим на следующей неделе).

🤝Наконец, если вы теряете время из-за плохой организации труда, задумайтесь, какие инструменты у вас есть, чтобы навести порядок. Если вы не руководитель, а источник хаоса – ваше начальство, необходимо с ним поговорить, внести конкретные предложения. А если вы управленец и тратите массу времени на второстепенные вещи, не успевая заняться главным, делегируйте.

Помните: есть масса способов управлять своим временем. Главное – поставить себе такую цель.

Добавим, что читатели МедиаПотока могут задать свои вопросы нашему автору — эксперту в сфере управления Виктории Шухат. Пишите на potokmedia.ru (собака) yandex.ru.

Ответы будут опубликованы в новой еженедельной колонке нашего портала.

Виктория Шухат

эксперт в сфере управления

• 25 лет работает с крупными компаниями, НКО и правительственными организациями в 70+ регионах РФ и странах СНГ.
• Автор 60+ программ по управлению.
• Автор 4 книг.
• Спикер российских и международных конференций.
• Автор и ведущая сертифицированной онлайн-программы «Управленец».

ЕЩЁ МНЕНИЯ