Йошкар-Ола театральная: как провинциальный город стал культурным центром?

В новой рубрике «Социология» МедиаПоток сегодня рассуждает о доступности сферы культуры в марийском регионе.
operaballet.net

В новой рубрике «Социология» МедиаПоток сегодня рассуждает о доступности сферы культуры в марийском регионе.

Недавно специалисты МарНИИЯЛИ провели масштабное социологическое исследование, выясняли отношение жителей Марий Эл буквально ко всем сторонам жизни. И цифры эти говорят сами за себя…

Так вот, выяснилось, что качеством услуг в сфере культуры, например, оказались довольны оказались почти 57% (!) жителей Марий Эл. Тех же, кто считает, что услуги в этой сфере предоставляются не надлежащим образом – менее 10%. Вывод: на сегодня это одна из самых успешных сфер человеческого бытия в регионе.

О положении дел в высокой сфере культуры МедиаПоток говорил с нашей знаменитостью, пожалуй, самым ярким артистом республики Юрием Синьковским, звездой Академического русского театра драмы.

https://i.ytimg.com

— Юрий, насколько доступна сфера культуры в Марий Эл в смысле инфраструктуры?

— На мой взгляд, учитывая количество существующих у нас театров, музеев и прочих библиотек, то в нашей республике культура вполне доступна для широких масс. Таким образом человек по своему образу, вкусу, по своим пристрастиям может сам выбирать, куда ему пойти сегодня вечером — в музей или в театр.

Единственная проблема в плане доступности все-таки существует, и это… наличие билетов. Заметил: очень многие люди — и, признаюсь, я в том числе — просто не могут попасть в театр оперы и балета на те или иные спектакли. Потому что эти спектакли идут здесь при почти неизменных аншлагах. И это… очень хорошо! Такое положение дел доказывает только то, что люди стремятся к культуре, которая у нас доступна и открыта.

— Хорошо, инфраструктура наличествует. Но интересны ли все эти учреждения людям? Вы, глядя со сцены в зрительный зал, чувствуете это внимание зрителей? Аншлаги только в театре оперы и балета или…?

— И у нас в театре, слава Богу, аншлаги наблюдаются. Вчера мы, например, давали спектакль «Палата бизнес-класса», который йошкар-олинским театралам очень полюбился. Все билеты на постановку оказались распроданы, за неделю до спектакля билетов в кассе уже не было. И похожая картина наблюдается в стенах многих творческих коллективов.

— А чем вы это объясните? Сейчас властвует интернет, вокруг море возможностей интересно провести время, так почему же у нас настолько культурный город?

— А здесь все просто. Та культура, про которую мы сейчас говорим, она подразумевает непременное живое общение, будь то театр или музей. Понимаете, иной раз хочется зайти в музейный зал и своими глазами увидеть ту или иную картину, которая просто дышит временем! Можно, конечно, ее найти в интернете, вывести на большой экран и любоваться. Но… это совсем не то.

Надо отдать должное нашим современникам: все равно, несмотря на присутствие интернета, людей тянет к живому общению. Наверное, именно поэтому летний период у нас так славится всплеском туризма, потому что наш народ рвется куда угодно, добиваясь этого самого живого общения.

— А если заниматься культурой не в пассивном смысле, не как зритель, а как соучастник — какие возможности есть для этого? Театральные кружки, студии, хоры…

— Да, тех же театральных студий, по моим данным, у нас появилось очень много. Вот, например, в нашем театре работает детская студия «Трам-там академия». Но я знаю, что в городе есть и взрослые студии. К тому же, если народ желает воспользоваться шансом оказаться вживую на сцене, есть у нас такой чудный коллектив, как театр-студия «В старом доме», где всегда готовы принять энтузиастов, влюбленных в театр.

Мы сейчас с Сергеем Васиным разрабатываем проект, который назвали «Театральные читки». Что это такое? Какое-то количество профессиональных артистов находятся на сцене, к ним интерактивно подключаются люди, наполняющие зрительный зал. Присутствует режиссер, артисты и зрители, и вот под этот аккомпанемент проходит читка пьесы. И это тоже интересно, во многих городах такой интерактив уже опробовали, теперь черед Йошкар-Олы.

Директор нашего театра Сергей Гаврилович Московцев устраивает время от времени так называемую «Ночь в театре», по аналогии с «Ночью в музее». И здесь тоже пришедшие к нам зрители могут прикоснуться к нашей, театральной жизни. У нас есть еще такой подпроект «Бабайки», когда актеры рассказывают театральные байки, и в этом действе также участвует зритель. Планируем обычно это событие минут на сорок, но интерактив так подстегивает, такая эмоциональная отдача идет из зала, от зрителей, которые участвуют с нами в беседе, что у нас такие встречи порой затягиваются на полтора-два часа.

— А зрители, которые приходят к вам, в театр ночью, они могут пройтись по святая святых, по гримеркам?..

— Естественно! Их водят по театру, рассказывают истории нашей жизни, затем они могут принять участие в мастер-классе по гриму, могут попробовать себя замазать, сделав из своей персоны либо старичка, либо какое-то сказочное чудовище. Легко!

— А доступны ли занятия культурой в финансовом смысле, сможет себе позволить средняя семья отдать ребенка на такие занятия?

— Ох, далек я от темы финансов… )) Но, насколько я знаю, курс обучения в месяц стоит около 2 тыс. руб. То есть вполне себе доступная история.

— Ну, а своих детей вы отдавали в такие, театральные кружки? Не хотелось продолжить династию?

— В современных детских садах уже есть масса кружков — и по лепке из пластилина, и по художественному слову. Моему детсадовскому поколению этого пока хватает, дальше увидим. А другие мои дети занимаются в замечательном ансамбле бального танца «Импровиз». Так что тоже вполне себе с младых ногтей приобщаются к культуре.

— Что в итоге такой открытости сферы культуры: у нас появляются у нас новые звезды, интересные коллективы, постановки?

— Конечно, достаточно посмотреть в интернете… да, в том самом интернете отчеты о недавно прошедшем фестивале «Йошкар-Ола» театральная», и вы увидите, что в регионе сделано в этом смысле очень много открытий, есть интересные находки. Верной дорогой идем, товарищи! Во все времена народ требовал хлеба и зрелищ. И если у нас будет хлеб, то уж зрелищами работники культуры обеспечат.