Доктор Пигалин предлагает очередную тему для традиционно актуального разговора с нашими читателями.
— Предлагаю уйти от обсуждения теперешней ситуации по набившей оскомину «короне». Пройдет ее время, и в здравоохранении вновь всплывут задачи, на решение которых «заточены» целые национальные проекты. И, казалось бы, эта тема тоже не нова, но посмотрим на нее через призму основных недугов, которые больше всех других убивают людей. Предлагаю сегодня поговорить об инсульте.
Чтобы понимать значимость вопроса, предлагаю представить себе кровеносную систему в виде водных путей, а систему снабжения – в виде движущихся в обе стороны кораблей. Самый главный порт приписки всех судов – сердце, отсюда все грузы отправляются в разные концы страны и сюда все суда возвращаются.
Самый главный штаб, где находится министерство водного транспорта, – это мозг, он решает, сколько, чего и в какую сторону надо отвезти, какие грузы будут срочными, а какие – нет, также он отвечает за распорядок движения судов. Есть пути для крупных кораблей, идущих с большой скоростью, а есть пути мелкие, где пройти могут суда небольшие, идущие туда, куда большие грузы не требуются.
Кстати, и в самом «штабе» сообщение между собственными отделами происходит тоже по водным каналам, которые соединяются между собой протоками. Движение по водным магистралям во всем организме происходит и день, и ночь, в разные стороны. И везут суда по ним малые и большие грузы. Одни, из главного порта везут кислород и питание, другие же увозят отработанные шлаки. И двигаться этим судам надо всю жизнь. Остановишься – смерть. Это как в блокаду: не привез то, без чего организму не прожить, погибнет город…
И вот наступает момент, когда в самом «штабе» происходит ЧП. Происходит внезапный затор одного из каналов. Если магистраль крупная, и из работы выключается половина штаба, то потеря для страны, т.е. организма будет невосполнимая, и наступит смерть. Если застопорится сообщение по небольшому каналу, есть вероятность, что команды и приказы можно будет передать окольными путями и через какое-то время слаженная работа штаба возобновится.
Ситуации, когда последствия инсульта оказались не фатальными, и восстановление утраченных функций произошло самостоятельно, описаны в художественной литературе. Для примера, давайте еще раз прочтем отрывок из некогда знаменитой шолоховской «Поднятой целины», касающейся здоровья не менее легендарного деда Щукаря.
«…После похорон Нагульного и Давыдова он «пролежал дома, не вставая с кровати, четверо суток, а когда поднялся, старуха заметила, не скрывая своего страха, что у него слегка перекосило рот и как бы повело на сторону всю левую половину лица.
— Да что же это с тобой поделалось?! — в испуге воскликнула старуха, всплеснув руками.
Немного косноязычно, но спокойно дед Щукарь ответил, вытирая слюну, сочившуюся с левой половины рта:
— А ничего такого особого.
Но когда медленно пошел к столу, оказалось, что приволакивает левую ногу. Сворачивая папироску, с трудом поднял левую руку.
— Не иначе, старая, меня паралик стукнул, язви его! Что-то, замечаю, я не такой стал, каким был недавно, — сказал Щукарь, с удивлением рассматривая неповинующуюся руку.
Через неделю он несколько окреп, уверенней стала походка, без особых усилий мог владеть левой рукой…»
Итак, в своем романе Михаил Александрович очень четко описал симптомы ишемического инсульта с левосторонним гемпарезом. Не будем хвалить сам роман. А каков художественный слог описания инсульта! Так красиво описать инсульт мог только истинный Автор! И, разумеется, слава, слава докторам – консультантам.
Что же явилось причиной инсульта у Щукаря? Давайте проанализируем имеющиеся, как мы, врачи, говорим, факторы риска. Первый фактор – пол. Атеросклероз достоверно чаще встречается у мужчин, Второе – возраст. Кстати, а сколько лет было Щукарю? На этот счет у Шолохова нет ответа, он просто пишет «…старый, в белой бабьей шубе дед…» Стало быть «60+» — это минимум. Возраст очень даже явный для атеросклероза.
Третий фактор – бич «на все времена» — курение. Четвертое, и самое главное, факт инсульта с регрессом симптоматики. Складываем все вместе и получаем предположение в виде диагноза «стеноз правой внутренней сонной артерии нестабильной атеросклеротической бляшкой».
Тяжелое потрясение после гибели Давыдова и Нагульного сопровождалось, по всей видимости, стрессовым подъемом артериального давления, которое, в свою очередь, спровоцировало отрыв маленького кусочка бляшки. И вот тебе, дедушка, получи инсульт!
Честно говоря, Шолохов «пожалел» персонаж и «не убил» его. Ведь на самом деле так происходит не часто. Инсульт зачастую не разрешает полностью освободиться от своих оков так скоро и так полно. Иногда победой является и простое выживание, даже без возможности встать самостоятельно.
С уважением – руководитель Регионального сосудистого центра Андрей Леонидович Пигалин.
Так что же стоит знать об инсульте вообще? И где нам «подстелить соломку»? Об читаем в следующих выпусках на ленте МедиаПотока. Кстати, ранее доктор Пигалин рассказал о страшном вреде курения…