Йошкар-Ола, 20 сентября. Всемарийский детский хор, в который вовлечены талантливые дети со всей республики, стал одним из символов возрождения культуры региона.
Вы заметили, что с приходом в Марий Эл Александра Евстифеева стали оживать ключевые отрасли региона? И я, кажется, понял, почему. Вроде бы, всё просто — важно доверить делать дело… мастерам этого дела.
Казалось бы, мысль очевидная. Но почему-то только сейчас кресла министров, наконец, заняли те, кто знает свою отрасль досконально, «от» и «до». Казалось бы, разумно: руководить дорожниками должен… сам дорожник. Теперь стало именно так.
И этот ход — сработал. Александр Сальников — ну вот кто больше знает о дорогах, качестве асфальтов, пропускной способности дорог и т.п.? Логично, что он и занял пост министра, возглавив отрасль дорожного хозяйства.
Константин Иванов. Кто еще, как не человек, создавший театр, который гастролирует в Китае, Германии и Мексике и прославляет марийскую республику, должен был — и возглавил — отрасль культуры? Разговор об этом выборе кандидатур можно продолжать…
Впрочем, дело даже не в личности — важнее дела, с нею связанные. Возьмем один из примеров — возрождение Всемарийского детского хора. Это шаг, сделанный в будущее, черпал историю. Так что это такое, детский хор? Читаем инет…
…Дети исполняют песни выдающихся деятелей культуры и искусств России и Марий Эл. В программе – классические, народные, детские и военные песни. В хоре принимают участие 450 детей. Главный дирижер – лауреат Государственной премии Республики Марий Эл, преподаватель Национальной президентской школы искусств Лилия Семенова.
Напомним, что первое выступление хора состоялось 26 марта на сцене Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева. При его создании были выбраны участники хоров детских школ искусств республики. Задействовали, и вплотную, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл.
…А вот, что пишут СМИ: Всемарийский детский хор был создан совсем недавно, и с большим успехом был принят йошкар-олинским зрителем. Участниками хора стали самые талантливые ученики детских школ искусств. Отбор проходил по всей Марий Эл…
Да. На словах всё звучит красиво. Но что значит добиться слаженного звучания хора такого масштаба на практике? Об этом МедиаПоток спросил у Лилии Александровны Семеновой, которая и руководит Всемарийским детским хором.
Предтеча его — это межрегиональный фестиваль «Дружим школами», который проходил на базе Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С.Палантая. И первые азы выступлений юными певцами был получены уже здесь.
Но. Есть принципиальная разница между двумя этими хорами. Первые выступления проходили под фортепиано, да и численность детей была меньше, порядка 250 юных певцов — учащихся целого ряда школ республики. И программа была не такая большая, всего лишь 3-4 произведения.
И вот когда уже министром стал Константин Иванов, он и предложил выйти в развитии этого проекта на новый уровень.
…Что сейчас? А сейчас в хоре 450 участников, теперь он уже охватывает все районы республики. Да и репертуарный план у него гораздо шире. И выступления происходит в сопровождении — на минуточку — симфонического оркестра Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева. Словом, это уже шаг выше, на другую, более профессиональную ступень.
На сегодня Всемарийский детский хор дал два больших концерта: один 26 марта этого года, а второй 8 мая, в канун Дня Победы. И вот здесь-то мы в разговоре с вдохновителем хора перешли уже в режим диалога…
— Скажите, Лилия Александровна, мне интересно, а как проходят сами занятия?
— До выступления мы примерно за неделю собираем всех городских детей, проводим репетиции, вычищаем недочеты. И уже до самого концерта начинаются репетиции, дважды в день — до обеда три часа и после обеда на 2,5-3 часа. Репетиции мы проводим точно так же, как у Детского хора России, некоторые наши дети в нем тоже участвуют.
— Сложность в том, чтобы все это огромное количество участников собрать вместе? Они же рассредоточены по всей республике?
— Да, мы заранее рассылаем им репертуар, они загодя его разучивают, потом дети приезжают к нам, мы их сводим, они садятся по партиям, и начинается сама репетиция…
— И сколько у вас дней, когда все в сборе?
— В общем и целом 2-3 дня, всего лишь.
— За это время вообще реально свести к общему знаменателю такое количество певцов? Ведь каждый индивидуум, маленькая Вселенная…
— Да, реально. Хотя это, конечно же, непросто. И вот за счет таких, трехчасовых репетиций мы укладываемся в заданный нами же амбициозный концертный план. Ближайший наш концерт запланирован на 4 ноября, и новый руководитель хора, дирижер Детского духового оркестра хора Александр Леонидович Майков уже с мая ведет подготовку к этому выступлению.
И это будет совершенно новый Всемарийский детский хор. Ведь наш очередной концерт будет сопровождать уже не симфонический профессиональный оркестр, а Детский духовой оркестр, и это совершенно меняет стилистику звучания.
— Все ваши детки посещают музыкальные школы. Но означает ли это, что у всех у них именно музыкальное будущее?
— Сказать, будет ли их будущее музыкальным, сложно, это покажет время. Но, знаете, после этих наших концертов все дети были так воодушевлены, что и сейчас они готовятся к новому выступлению очень серьезно. Да и на будущее наши планы ещё более глобальны, мы мечтаем провести выступление уже под открытым небом, так, как это делается в других регионах. Например, в Питере такие коллективы работают в самых разных направлениях – академические, народные хоры, в их состав входят певцы различного возраста, от мала до велика. В итоге, на выступлениях там насчитывается уже до двух тысяч исполнителей.
— Потрясающе. Но скажите, это… не слишком? Мне-то даже 450 малышей на сцене показались преувеличением, глаза же разбегались… ))
— Нас — много? Возможно, да. Но дети же сами хотят этого выступления, мечтают о нем! Для них это — событие года. И все районы без исключения к этому событию очень ответственно готовятся.
— Но пождите, а имеет ли смысл такое количество детей на сцене? Это что дает: вокальную мощь звучания, чувство локтя?..
— Знаете, мы не столько гонимся за музыкальной составляющей, сколько за социальной. Дети, находясь в этом большом хоре, во-первых, чувствуют ответственность, к жизни они относятся несколько иначе, у них здесь завязываются дружба, контакты, которые потом уходят в соцсети, и это общение продолжается не только на репетициях. Понимаете, речь идет о развитии не только музыканта, но и его человеческих факторов. Думаю, это очень хорошо, что до нашей республики дошло это веяние, петь хорами.
— Да, кстати, это же вылилось во всероссийское хоровое движение…
— Именно! Когда Детский хор России выступил на закрытии Олимпиады, в регионах начался всплеск интереса к хоровому пению.
— А в чем прелесть хорового исполнения? Это единение душ, когда душа твоя звучит в унисон с другими?
— Конечно, они же дышат как одно целое, как единый организм, они понимают музыку, они выражают свой внутренний мир все вместе. Мне кажется, это очень правильно, что в республике поддержали наше начинание.
— Как происходит выбор репертуара: здесь и марийские песни, и песни войны…
— Марийские — обязательно, мы же все с вами живем в нашей республике, и очень важно понимать культуру предков. Плюс русские народные песни, акапельное исполнение и, конечно же, классика.
— Широкая палитра! Но… не рано ли детям петь песни на военную тематику?
— Важно, чтобы произведения несли смысл, чтобы дети воспитывались, исполняя такие произведения. А военные песни… Почему нет? Сейчас же выходят даже дети в Бессмертный полк с фотографиями своих прадедов. Я вообще считаю, что дети должны знать такие песни, как «Катюша», «День Победы» наизусть, так же, как гимн России и Республики Марий Эл.
— Вы сказали про поддержку региона. Александр Евстифеев пришел к вам на выступление. Чувствуете внимание свыше?
— Очень приятно, что первое лицо посещает такие мероприятия. Потому что ответ на вопрос, как дальше будет жить наш Всемарийский детский хор, зависит не только от нас самих, от желания детей и возможностей родителей, но и от руководства республики. К счастью, Глава Марий Эл понимает всю значимость нашей работы.