Йошкар-Ола, 3 октября. МедиаПоток продолжает развеивать мифы вокруг отрасли электроснабжения республики. На сей раз речь пойдет об аббревиатуре, которая раздражает всех: ОДН.
Уж сколько копий сломано вокруг расходов жильцов многоквартирных домов на пресловутые «общедомовые нужды», сколько нервов потрачено в спорах. И нет тому конца. Вот и наш читатель пишет: «Беда с вашим ОДН! Куда ни обращались, все равно рисуют нам какие-то несусветные суммы…»
Ну, а куда же обращаться, как не к первоисточнику! Разъяснения МедиаПоток получил от управляющего директора компании «ТНС энерго Марий Эл» Екатерины Вахитовой в ходе недавней пресс-конференции.
— Екатерина Динаровна, люди часто говорят про завышенные цифры ОДН. Признаться, мне самому непонятно, как одна лампочка на нашем этаже в подъезде «съедает» электричества чуть ли не больше, чем ВСЯ моя квартира! Ну вот как?
— Распространенная ошибка считать, что ОДН — это только лампочки. Освещение в подъезде — это только видимая, очевидная часть расходов электроэнергии, на самом деле их гораздо больше. Всё просто: ОДН — это разница между объемом электроэнергии, поступившим в дом и объемом, учтенным потребителями в жилых и нежилых помещениях. Никто цифры ОДН не придумывает и не рисует, эта разница в показаниях счетчиков, которая строго фиксируется. Кроме того, ОДН не может расти бесконтрольно, величина этих расходов не может превышать жестко установленный норматив.
— Но когда ОДН уж слишком разительно превышает потребление жильцов, возникают вопросы: куда утекает электричество?
— Да, такая ситуация как раз и должна вызывать у жителей дома вполне объяснимые вопросы. Что делать? Для начала надо попробовать разобраться между собой, соседями. Согласна, это непросто. Если человек зарабатывает, не выходя из дома, установив у себя, условно, швейный или деревообрабатывающий станок и подключив его в обход своего счетчика (а были у нас и такие случаи!), он же в этом не признается сам. И все равно надо выводить таких людей на чистую воду.
— Если мне непонятны цифры расходов за ОДН, куда обращаться, к вам?
— Нет. Начиная с 1 января 2017 года, оплату в квитанциях за ОДН начисляем не мы, а управляющие компании. Так что с вопросами следует обращаться в свою управляющую компанию или ТСЖ, а в случае непосредственного управления домом – к гарантирующему поставщику. Повторю: величина ОДН не может превышать норматив, если собственниками на общем собрании не принято иное решение, и рассчитывается исходя из показаний счетчиков, из объемов РЕАЛЬНО потребленной электроэнергии. Если же вы заметили ошибку в расчетах, попытку включить в квитанцию завышенные суммы, можно смело обращаться с жалобой в Департамент жилищного надзора, там оперативно реагируют на такие факты.
— Я слышал, сейчас появились «умные» счетчики? Возможно, они смогут помочь в борьбе с теми, кто ворует у своих же соседей общее электричество?
— Наша компания по своей инициативе сейчас внедряет в Йошкар-Оле высокотехнологичную и перспективную систему АСКУЭ — автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии.
Система сама контролирует расход электричества и — да, вы правы — может помочь выявить того человека, из-за которого расходы на ОДН в доме резко взлетели вверх. Но это лишь одно из преимуществ системы.
Подчеркну: счетчики отправляют текущие показания самостоятельно, даже без хозяина квартиры. А значит, можно забыть о временах, когда мы с фонариком в руках пытались высматривать сколько у нас «нагорело», вписывать эти показания в «квиток». Не надо волноваться, что вы пропустите последний день передачи показаний и т.д. Система все сделает за вас сама.
— Да, удобно! Чувствуется, ХХI век все-таки наступил. Но ведь, полагаю, удовольствие это недешевое? И тогда вечный вопрос: за чей счет банкет?
— Действительно, программа подобной модернизации требует весомых капиталовложений, один такой «умный» счетчик стоит порядка 8 тыс. рублей. Но, понимая, что за подобной системой будущее, мы вкладываемся в приближение этого будущего.
— Сколько счастливчиков уже пользуются АСКУЭ в регионе?
— Пока мы только в начале пути, в программу модернизации на сегодня попали порядка 10% жилых домов в Йошкар-Оле, но мы намерены двигаться по этому пути и впредь.