Йошкар-Ола, 11 сентября. Юное поколение в республике интересуется не только гаджетами, но и высоким искусством, благодаря умению взрослых зажечь этот интерес.
Напомним, 21 сентября исполняется ровно два года с дня инаугурации Главы Марий Эл Александра Евстифеева. Как изменилась жизнь республики и каждого из нас за это время? Какими достижениями могут по праву гордиться важнейшие отрасли региона? Об этом мы решили расспросить профессионалов из различных сфер жизни.
О положении дел в культуре в целом и в музейном деле в частности нам рассказала директор Республиканского музея изобразительных искусств и Национальной художественной галереи, искусствовед, а теперь ещё и депутат Елена Бурнашева.
— Давайте напишем картину происходящего в вашей сфере крупными мазками: что самое важное было сделано за последнее время?
— Если рассматривать крупные, фундаментальные события в музейном деле, то, конечно, это открытие площадки Русского музея в Галерее и преобразившийся фасад музея изо, который мы расписали в красках. Хотя здесь непросто расставлять приоритеты, ведь по большому счету, каждая выставка — это откровение. Если говорить об изобразительном искусстве, то мы реализуем порядка сорока выставочных проектов в год!
И это выставки самой разной направленности, здесь и известные российские художники, показываем мы и интересные работы наших соседей из других регионов, нередко открываем для зрителя имена начинающих, но уже высокопрофессиональных авторов. Или такое крупное событие в культурной жизни республики, как «Поволжский треугольник»…
И всё-таки наибольший резонанс вызвал наш совместный проект с Русским музеем. Важно, что это была не разовая выставка, речь о долгосрочном сотрудничестве, мы создаем культурно-выставочный центр Русского музея. Сейчас это популярная тема в музейном деле, Эрмитаж открывает свои центры по всему миру, в Малаге блестящий совершенно центр русского искусства, и вот теперь по России открывается сеть выставочных центров.
Вскоре наш министр культуры и директор Русского музея подпишут договор о создании такого центра. Это будет ежегодный выставочный проект плюс это десант специалистов Русского музея, которые приедут к нам с лекциями, мастер-классами, поделятся опытом, который наработан специалистами высочайшего уровня.
— Да, я тоже замечал: если просто смотреть город, это одно, а когда с гидом — намного интереснее. Так же и с картинами: когда тебе рассказывают её историю…
— О, да, это небо и земля! Более того, я очень горжусь нашим коллективом, считаю, у нас высокий уровень и профессиональный, и личностный. Всегда интересно видеть реакцию художников или музейщиков, которые приезжают к нам впервые. Они-то думают, что Йошкар-Ола — это непонятно где и что, это глубокая провинция… И такое отношение разрушается полностью: первое впечатление производит, конечно, архитектура, а затем, когда гости знакомятся с нашими людьми, относятся к нам уже как к равным.
— А это инициатива самого Русского музея или вы сами достучались до Петербурга?
— Конечно, сами! Первое движение обязательно должно быть со стороны региона. Причем Русский музей рассматривает много кандидатов и у него очень высокие требования. Мы этот уровень выдерживаем. Тем более с приходом Константина Анатольевича Иванова в культуру перед нами поставлена задача: нужны очень большие, яркие проекты. И это — созвучие целей, мы считаем точно так же.
Мы же привозили очень интересные экспозиции, работали и с Государственным историческим музеем, и с Музеем Востока, и с Музеем истории религии из Санкт-Петербурга. Проекты помогала реализовать федеральная программа «Культура России», теперь новые возможности открываются благодаря президентским нацпроектам.
Сейчас у нас уже работает виртуальный филиал Русского музея, он передал нам огромную электронную базу данных, это и альбомы, и программы, и даже фильмы музея. Во-первых, это превосходная электронная библиотека плюс элемент школьной программы в работе с учащимися. Для школьников мы проводим и экскурсию, и мастер-классы, и занятия на компьютере.
Есть интересная задача: ты дополняешь известную картину элементами на экране монитора, это могут быть элементы исторического костюма, и ты одновременно что-то узнаешь из истории. Таким образом игра сочетается с познанием. Плюс Русский музей проводит дистанционное обучение по основам искусства, когда онлайн с тобой работает тьютор.
А в итоге происходит воспитание очень умных ребят, которое уже с юных лет умеют ориентироваться в искусстве. Думаю, это очень важно, такой потенциал пробуждается в ребенке! И так он мощнейший, а здесь подключаются такие тонкие материи, и на выходе получается удивительный, креативный ребенок, который схватывает, осваивает, который чувствует, у которого развивается эмоциональный интеллект.
— А самим детям поколения гаджетов это интересно, высокое искусство?
— В том то и дело! Прекрасно воспринимают. Всё зависит от того, как с ними говорить об искусстве. Можно ведь уморить и взрослого человека, даже умная информация, но поданная скучно, может свести на «нет» все усилия. И мы с коллегами строим так работу, чтобы это не только увлекло учителя (что, кстати, тоже важно), но и чтобы самим детям было интересно. Мы рисуем, раскрашиваем, слушаем, анализируем… Урок получается очень живой!..
Позднее мы продолжим разговор с Еленой Бурнашевой об искусстве. Кстати, ранее МедиаПоток сообщал о том, что богатая своим историческим наследием культура Марий Эл обладает сильным потенциалом…