Йошкар-Ола, 10 февраля. Сенатор Сергей Мартынов побывал на выставке в рамках проекта «Поликультурная карта Марий Эл», узнав секреты вышивки народа мари.
Напомним, в столице Марий Эл, в культурно-выставочном центре в Благовещенской башне шаг за шагом авторы реализуют любопытный проект «Поликультурная карта Марий Эл». Это череда сменяющих друг друга экспозиций, которые поочередно рассказывают о районах республики, об их истории, культуре, традициях.
Сейчас в музее внутри башни в рамках этого проекта открыта выставка, посвященная страницам жизни Сернурского района. С артефактами экспозиции познакомился член Совета Федерации ФС РФ Сергей Мартынов, защищающий интересы Марий Эл на федеральном уровне власти.
Посещение любого краеведческого музея — сродни захватывающему путешествию во времени и пространстве. Но этот экскурс оказался интересен вдвойне благодаря влюбленным в своё дело сотрудникам. Заведующая отделом истории Ольга Требушкова и директор Национального музея РМЭ Светлана Зверева стали гидами сенатора.
Передам своими словами рассказ Ольги Анатольевны, мастера, которой ранее доверили, на секундочку, экскурсию для Владимира Путина. Итак, население на сернурской земле проживает приличное, 24 тысячи жителей, и целая треть — в поселке Сернур. Здесь часто бывают туристы, которых привлекает древний колорит народа мари.
Мари — это люди, которые жили в природе, чувствовали её. Исследователь говорил: как-то скромно живут мари, но это не потому, что они не любят трудиться, а потому, что им знакомо чувство меры. И это чувство меры помогало им выжить. Как дети природы, они знали, что природа может дать, но может и отнять. И потому всегда благодарно относились к жизни, к природе и к людям.
И потому отношение к людям другой конфессии у мари лояльное, нет деления на тех, кто «лучше» верит, а кто-то хуже. Это факт отметил и Президент России, побывав в Национальном музее Марий Эл. Про вышивку Ольга Требушкова сказала отдельно: «Помните, в фильме «Посол Советского Союза»? Коллонтай сказала шведскому королю: «Надеюсь, на обратной стороне ваших кружев я не найду ни одного узелка».
Это означает, что здесь нет двойной игры, всё открыто и честно, чисто. И у мари в одежде так же: встречается двусторонняя вышивка, которая равно аккуратна с обеих сторон. По сути, обе стороны — лицевые. И это говорит об отсутствии лицемерия у народа, когда напоказ — хорошо, а внутри… уж как получится.
Природные красители сохраняют свой цвет на протяжении веков. А ведь мари и работали в этой одежде, вышивали они не только праздничные, но и повседневные одеяния. Ибо вышивка у марийцев — это не просто украшение, это защита, оберег, хотя сейчас многие уже забыли об этом её качестве.
А вот марийский шемакш, головной убор замужней женщины. В разных районах они разные: приехала на ярмарку женщина, и по её убору сразу понятно, откуда она. Шемакш — значит, Северо-Восток. А задняя часть убора — это вообще своего рода паспорт женщины, по вышивке можно прочесть её биографию: сколько у неё детей, что она умеет делать и т.д.
Понятно, богатая она или бедная. Шелковые нити — значит, дама из богатой семьи, шерстяные — это уже средний класс. И на шемакше всегда должно оставаться свободное место для будущих «записей». В советские годы можно было встретить людей в таких одеждах даже в городах, ну а сейчас такие уборы надевают бабушки…
У мари и в одежде немало оберегов. Например, пояс, передник — это защита чрева женщины от сглаза. Той же защитной цели, кстати, служат и монеты на женских костюмах мари. Эту манеру — делать украшения из серебряных монет — марийцы взяли от соседей, у татар. Считалось, что блеск и звон монет отпугивают нечистую силу, это тоже оберег.
А вот посуда, скорее, интернациональна: мир един, и такие ложки-плошки делали многие народы, выдалбливая их из дерева. Правда, у мари часто встречается фигура уточки, это прародительница мира. И вообще представьте, сегодня у нас есть всё — и вода, и газ, а нам всё равно «вечно некогда». А тогда люди сами, своими руками творили всю эту красоту вечерами, после полевых работ, при лучине…
Среди уроженцев Сернурского района много известных земляков: краевед Ким Васин, поэт Николай Заболоцкий, знаменитый актер Иван Кырля, который сыграл одну из главных ролей в первом звуковом советском фильме «Путевка в жизнь». Причем, он не планировался на роль Мустафы, но при первом же появлении покорил режиссёра… И сегодня это, наверное, самый известный мариец в мире. Хотя, конечно, у него сложная судьба…
Что же до самого проекта «Поликультурная карта Марий Эл», то его идея родилась в Национальном музее республики с тем, чтобы районы Марий Эл смогли показать себя, свои достижения, познакомить горожан с сельской жизнью. В столице региона уже были представлены 12 районов, проведена огромная работа. Этот проект — достойный вклад к юбилею республики.
А 4 ноября, к 100-летию Марий Эл организаторы готовят уже обобщающую, единую выставку, представив всё самое интересное в Национальном музее республики, который будут реставрировать с марта-апреля к юбилею. И это будет апогей проекта…
«Усилия организаторов, авторов подобных общественно значимых проектов вызывают уважение. Такие выставки позволяют землякам, нашим современникам воочию увидеть богатую историю своего родного края, уникальное наследие, завещанное нам нашими предками», — считает сенатор.
Кстати, ранее МедиаПоток рассказывал о том, что Глава Марий Эл Александр Евстифеев и сенатор Сергей Мартынов посетили Юринский район, осмотрев важные социальные объекты…