Йошкар-Ола — поистине славный город, постоянно подтверждающий свой статус одного из самых театральных городов России. Именно здесь вот уже 15 лет проводится Международный фестиваль-лаборатория «Театральное студенчество», на который собираются студенты театральных отделений различных училищ и колледжей культуры и искусств, чтобы показать себя, посмотреть на других и научиться чему-то новому.
Фестиваль возник в 2001 году и с тех пор проводится раз в два года. На VIII фестиваль, который прошел с 12 по 17 октября 2015 года, съехались студенты и преподаватели из Саратова, Казани, Кирова, Елабуги, Магадана, Сыктывкара, Москвы и далекой Республики Казахстан. Они показали свои учебные спектакли и театральные композиции, приняли участие в самых разных мастер-классах — от элементов сценического боя до жонглирования и основ акробатики, а преподаватели и руководители лабораторий обсудили представленные работы.
Об истории создания фестиваля «Театральное студенчество» и его развитии рассказал инициатор и вдохновитель, преподаватель специальности «Актерское мастерство» Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая Дмитрий Лавров.
Дмитрий Дмитриевич, как возникла идея создания такого необычного фестиваля?
С 2000 года мы начали подготовку актеров для наших театров, до этого времени мы готовили только руководителей любительских театральных коллективов. Тогда возникла потребность в актерах в силу социально-экономических условий того времени: квартиры получать было сложно, кто-то со стороны не приедет, поэтому стала возникать необходимость пополнения театров. Мы начали такую подготовку одними из первых по России. Честно скажу, что у нас не было опыта педагогического преподавания именно мастерства актеров, мы только начали этот поиск и вот тогда захотели приобщиться и пообщаться с другими территориями, другими педагогами, посмотреть, что, где и как происходит. Вот от чего родился этот фестиваль-лаборатория. Причем первоначально мы пошли по привычному пути — на первый фестиваль привозили в основном дипломные работы. Но как мы, преподаватели, говорим между собой: дипломные работы показываются для того, чтобы продать студентов. Поэтому нам был более интересен процесс учебный, и начиная уже со второго фестиваля наш внутренний девиз — «От этюда к спектаклю». На наш фестиваль часто привозят работы незаконченные, хотя бывают и дипломные — это уж как решит учебное заведение. Это именно фестиваль-лаборатория, то есть у нас не существует никаких первых и вторых мест, что позволяет педагогам быть предельно откровенными в своих обсуждениях, а студентам — подружиться, ведь они все равны. Поэтому атмосфера каждого фестиваля такая дружеская и товарищеская, и все всегда стремятся приехать сюда в следующий раз.
Значит, есть учебные заведения — постоянные участники фестиваля?
Да, есть те, что приезжают к нам с первого нашего фестиваля. Например, Елабужский колледж культуры и искусств, Вятский колледж культуры, Казанский институт культуры. Кто-то не каждый фестиваль может приехать в силу разных причин, в основном экономических, но желающие есть всегда. На протяжении трех или четырех последних фестивалей к нам регулярно приезжает Саратовский колледж искусств. В этом году у нас впервые побывал Колледж искусств Республики Коми — приехали директор, два преподавателя театральных дисциплин и студенты. Они приехали познакомиться с нами, так сказать, на своеобразную разведку. Их очень заинтересовал фестиваль, и думаю, что в следующий раз они уже привезут какой-нибудь спектакль.
Я заметила, что в фестивале принимают участие не только студенты специальности собственно актерского мастерства, но и будущие режиссеры любительских театров или массовых представлений.
Да, так и есть. Первоначально, конечно, перед нами стояла задача совершенствовать педагогику в области актерского искусства, и мы приглашали именно те коллективы, которые готовят актеров. Сейчас мы расширяем «географию» специальностей. В училищах еще есть такая специализация, как режиссура театрализованных праздников и массовых представлений, и некоторые их работы носят театральную направленность — театрализованные представления, поэтические спектакли — это, безусловно, всё наше. И мы черпаем что-то от них, а они что-то черпают от нас. Как говорил в свое время мой педагог: «Если есть возможность что-то украсть, значит, состоялось». А красть можно у всех. Единственное, мы ограничиваемся именно театральным направлением, потому что массовый праздник на улице нам не подходит, ведь это уже другие законы и требования.
А когда фестиваль получил международный статус?
Международным наш фестиваль стал, когда проводился в шестой раз. На пятый фестиваль у нас впервые приехал преподаватель из Казахстана, из колледжа культуры в г. Кокшетау. С тех пор этот колледж приезжает к нам регулярно, в этом году их приехало вообще 45 человек, поэтому у нас получился такой внутренний День Казахстана, когда были показаны три их творческие работы в один день.
Пока Казахстан — единственная страна. Но в свое время велись переговоры с Украиной, и даже был план, что они могут приехать, правда, это было до известных нам событий. Очень заинтересован Минск, но вот тоже пока возникают проблемы с приездом, не зависящие от нас. Я надеюсь, что будем расширять нашу международную географию. Вот сейчас мы в третий раз видим Казахстан, какое там происходит движение, какие творческие поиски. Например, последний спектакль театрального отделения был очень своеобразный, интересный, символического порядка. Если в первый приезд был представлен спектакль более бытовой, то сейчас они осваивают новые направления.
На фестивале есть и экспертный совет, который оценивает представленные работы?
Нет, экспертного совета у нас нет, есть руководители лабораторий. Каждый год работает профессор, кандидат искусствоведения, педагог и режиссер из Москвы Петр Глебович Попов. На протяжении всех фестивалей, кроме последнего, мы тесно сотрудничали с театральным критиком Геннадием Георгиевичем Дёминым, который известен в нашей республике и по другим театральным фестивалям, но, к сожалению, его год назад не стало. В этом году в качестве руководителя лаборатории был приглашен главный художник Русского драмтеатра им. Г. Константинова Леон Тирацуян. Причем слушатели наших лабораторий очень заинтересовались этим, потому что художественное оформление всегда было серьезным вопросом для учебных заведений, и они просили, чтобы в дальнейшем он тоже принимал участие. Мы стремимся расширить рамки общения на фестивале, и надеемся, что в 2017 году будет возможность пригласить и других специалистов по более узким направлениям. Так, прежде у нас бывали на лабораториях преподаватели сценической речи из ГИТИСа и по сценическому движению из Нижегородского театрального училища.
Если подвести итоги нынешнего фестиваля, то не было ли ощущения, что некоторые работы напоминали скорее школьную самодеятельность?
Вы знаете, это складывается по-разному. Однако отмечается, что от фестиваля к фестивалю качество растет. А насчет того, что некоторые спектакли были не совсем профессионально готовы, — да, безусловно. Одно дело, когда студенты 2 курса показывают работу 1 курса, потому что они только-только стали 2 курсом, и другое дело, когда показывают студенты 4 курса. И для нас это как раз самое важное, когда мы можем наблюдать за тем, как происходит развитие и становление педагогики каждого курса.
ОТ АВТОРА
Погрузиться в фестиваль «Театральное студенчество» было очень интересно и здорово. Неуемная творческая энергия ребят, любопытные работы (например, спектакли «Про мою маму и про меня» Марийского колледжа культуры и искусств, «Дело чести» Казанского института культуры или «Таня» Московского института культуры), а главное — потрясающая атмосфера дружбы и интернациональности, царившая здесь!
И напоследок слова благодарности от заведующего театральным отделением Магаданского колледжа искусств Виктора Пичугова:
«Я хочу выразить благодарность и вашему министерству культуры, и всем, кто участвует в организации фестиваля «Театральное студенчество», но в первую очередь, конечно, его инициатору — Дмитрию Дмитриевичу Лаврову. На фестивале я уже в третий раз. В первый раз приезжал 4 года назад со студентом-заочником, и меня тогда просто поразила уникальность происходящего события. Здесь настолько теплая и творческая атмосфера, что она еще долгое время не отпускает от себя! К сожалению, у меня нет возможности привозить сюда группу студентов: очень дорогая дорога, к тому же ехать надо через всю страну. Но я очень полюбил Йошкар-Олу, ваш город — теплый, уютный, хороший и добрый».