Почему часто мы не можем показать, как дорог нам тот или иной человек? Почему вместо того, чтобы ценить близость, мы отдаляемся друг от друга, играя в какие-то нелепые игры? Как научиться нести ответственность за того, кто любим и находится рядом? Над этими и другими вопросами предлагают поразмыслить студенты 4 курса театрального отделения Марийского республиканского колледжа культуры и искусств.
Пьеса Алексея Арбузова «Жестокие игры», написанная еще в 70-е годы, кажется, никогда не потеряет своей актуальности. Это одно из самых популярных его произведений, нашедших воплощение на сцене, к нему обращаются как профессиональные, так и любительские театры. В Йошкар-Оле, к примеру, спектакль по этой пьесе в последние лет десять шел в Театре юного зрителя и в любительском театре «В старом доме». И вот сейчас — колледж. Здесь премьера «Жестоких игр» состоялась 3 апреля 2015 года, но мы поговорим о спектакле, который был показан зрителям 10 июня, а значит, игрался он уже не в первый и даже не во второй раз.
Признаться, за студентами в этом спектакле наблюдать интереснее, чем за уже состоявшимися актерами, ведь играют они буквально своих ровесников — 19-20-летних юношей и девушек, а некоторым ребятам достались вообще возрастные роли.
Спектакль начинается совершенно неожиданно: актеры уже живут на сцене в образе своих героев, общаются, занимаются своими делами. Квартира Кая Леонидова как всегда открыта для всех гостей, его друг Никита, известный бабник, появляется то с одной, то с другой девушкой. Но при этом сразу заметно, что самому Каю невероятно скучно: вроде всё как обычно — он пьет кофе, «колдует» над мольбертом, но потом в порыве устремляется к притягивающей внимание барабанной установке и задает ритм. И зритель понимает, что именно сейчас и начнется действо, то, что было до этого — всего лишь прелюдия, драматическая увертюра.
Да-да, именно увертюра, ведь тот барабанный ритм, заданный Каем, впоследствии станет определяющим для этого спектакля. Он не только буквально позволяет выплескивать накопившиеся эмоции сдержанному и холодному Каю, но и становится неким символом того, как эти эмоции и чувства — любовь, обида, страх, переполняющие каждого из героев, но тщательно ими сдерживаемые, нет-нет, да и проявляют себя. Постепенно мы узнаем о корнях этих обид, у каждого своя история. Но одно объединяет их всех — неудавшиеся отношения с родителями. Молодому поколению во все времена свойственно в своих бедах винить родителей. Может быть, в этом и есть какой-то смысл, ведь кому как не им научить нас любить… Но ведь мы прекрасно понимаем, что ответственности это с нас не снимает.
В спектакле хочется отметить в общем-то сложившийся актерский ансамбль. В этом, конечно, заслуга педагога и режиссера Дмитрия Дмитриевича Лаврова. Ребята очень неплохо ведут свои линии, почти не перетягивая на себя «одеяло». Хотя, есть несколько моментов, когда происходит четко выстроенный диалог между двумя героями, а образовавшиеся в это время междусобойчики остальных персонажей чересчур активны, что отвлекает внимание от важного. Возможно, так бывает не на каждом спектакле, но не отметить было нельзя.
В целом все ребята довольно органичны каждый в своей роли, кто-то больше, кто-то меньше. Вот, например, Кай в исполнении Дмитрия Лаврова (младшего) поначалу кажется этаким современным Онегиным, которому «наскучил света шум». Потом же мы понимаем, что за внешней холодностью и легким цинизмом скрывается ранимая душа. Так, Кай становится явно душевнее и мягче в разговоре с отцом своего друга Терентия, хотя сам Константинов обращается к нему подчеркнуто на «вы». Дмитрий фактурно очень подходит для этой роли, в нем есть необходимое для нее обаяние, и в целом работа очень достойная. Только есть одна большая проблема — ужасное пробалтывание окончаний, а где-то и текста в целом во время особо эмоциональных сцен. Эта проблема, в общем-то свойственна всем ребятам, в разной степени.
Кстати, Максим Иванов, играющий роль Константинова, отца, который как виноватая собачонка ходит за своим сыном Терентием, невозможно трогателен в этом образе. Конечно, сам актер очень молод, и потому ему посеребрили волосы, приделали усы. Сначала это кажется таким наивным, но чем больше присматриваешься, тем больше видишь, как пластика, речь актера придают образу большую убедительность. Признаться, я только под конец спектакля догадалась, что именно этот актер в предыдущей постановке колледжа «Зимы не будет» играл модного, современного, делового Петра, сына Паши Большой. И вот, совершенно противоположный герой.
Так же удивил Данила Гребнев, сразу и надолго покоривший еще в спектакле «Зимы не будет» ролью Одноглазого, очень волевого и мужественного, главного среди уличных котов. В «Жестоких играх» он исполнил роль простого парня Терентия, который почему-то дружит с такими ребятами как Кай и Никита. Казалось бы, ну что у них может быть общего? А ведь смотри-ка, дружба с детства. Данила не просто играл Терентия (а имя-то какое простецкое, деревенское!), он просто был им, тем самым хорошим, добрым парнем, который всегда готов подставить плечо. Девочки в таких почему-то не влюбляются, а влюбляются в подобных Каю и Никите. Конечно, у Терентия тоже сложные отношения с отцом, глубоко в себе он держит на него обиду, но в конце концов оказывается единственным в этой пьесе и спектакле, кто прощает своего родителя и идет на примирение.
Что очень важно, все герои в этом спектакле так или иначе развиваются, они не остаются прежними, и приятно смотреть, как ребята взрослеют на глазах у зрителей. Конечно, хотелось бы сказать обо всех по отдельности, но для этого одной статьи кажется просто мало. Повторюсь, здесь сложился хороший актерский ансамбль. Хочется лишь пожелать им счастливого будущего на ведущих театральных сценах нашей страны и Йошкар-Олы, в частности. А пока на носу у ребят экзамены, которые пройдут с 19 по 21 июня, и спектакль «Жестокие игры», как и предыдущий «Зимы не будет», студенты вновь покажут зрителям в эти дни. Вход свободный. Приглашаются все желающие.